Обучение

Действие — основа сценического искусства

Событие завершилось
12+

Момент зарождения действия — момент в высшей степени важный и ответственный в творческом процессе актера. Здесь нельзя допустить ошибки, фальши, внутреннего вывиха, ибо именно этот момент в огромной степени определяет собой успех всей последующей работы.

Это означает, что актер должен уметь подвести себя к действию, ибо, как говорит К.С. Станиславский, «главное — не в самом действии, а в естественном зарождении позывов к нему».

К.С. Станиславский рекомендует даже на первоначальной стадии работы над ролью, не выполняя действий физически, «лишь подводить себя от одной правильной задачи и действия к другой задаче и действию», ограничиваясь «лишь возбуждением внутренних позывов к действию» и «укреплением этих позывов повторениями».

Действие — это основополагающий элемент театра. Театр — это искусство действия. Оно служит основным средством выражения жизни на сцене, с его помощью раскрываются характеры персонажей, передаются их мысли, чувства, переживания.

В жизни словом «действие» называют любую работу, любое дело, поступок. Но понять сущность действия не так легко. В русском языке действие обозначается глаголами, но далеко не каждый глагол подходит для обозначения сценического действия. К примеру, если сказать: человек встал со стула, подошёл к двери, открыл её, вышел наружу, — вряд ли можно будет понять, что он сделал. Другое дело, если назвать действие — «человек идёт в магазин за хлебом». Всё становится ясно потому, что обозначена конкретная направленность поведения. В этом заключена одна из особенностей действия — оно всегда направлено к определённой цели. Но наличие цели ещё не полностью характеризует действие (можно пойти в магазин за хлебом, но так и не купить его по каким-то причинам), ведь надо что-то сделать для её достижения, приложить какие-то волевые усилия, иначе стремление к цели останется намерением и не перейдёт в действие.

Получается, что действие и есть осуществление стремления к какой-либо цели. Хоть это далеко и не полная формулировка, но в ней нашли отражение основные особенности действия: волевое начало и наличие цели.

Волевой характер действия отличает его от чувств (устойчивое эмоциональное отношение к явлениям действительности). Действия героя в пьесе нельзя определить следующим образом: радуется, огорчается, удивляется, обижается, так как эти глаголы не выражают действия. Действие требует волевых усилий, то есть в воле человека, совершить его или нет. Чувства же в противоположность действию возникают непроизвольно, в ответ на какие-то обстоятельства, факты, события. К примеру, исполнение желания вызывает радость, неудача — огорчение, несправедливость или подлость — гнев, раздражение. Поэтому, чтобы не путать действия и чувства, надо спросить себя — смогу ли я это сделать, зависит ли это от моей воли? Нельзя, к примеру, заставить себя испытывать чувства жалости, но вот утешить кого-то, успокоить можно. Точно так же нельзя заставить себя удивляться, обижаться, радоваться, восторгаться. Следовательно, все эти глаголы обозначают чувства. Но вот удивить, обидеть, обрадовать человека можно по своей воле. Значит, этими глаголами обозначены действия.

Стоит, несомненно, учитывать, что неверно называть действие глаголами, обозначающими констатацию какого-то свершившегося факта (ибо здесь отсутствует волевое начало, присущее действию).

Это можно проиллюстрировать следующими примерами: гуляя по парку, человек слышит странный звук не далеко от фонтана. «Слышит», «услышал» — это не действие. Ведь для того, что бы услышать этот звук не требовалось никаких волевых усилий. По той же причине не может считаться действием то, что в разговоре с собеседником человек что-то понял (или не понял) или, например, нашёл на дороге кошелёк. А вот «прислушаться к звуку» (понять, что за звук), «постараться понять собеседника», «поднять кошелёк» (так, чтобы никто не заметил) — это действие.

Если волевое начало позволяет отличить действие от чувств, фактов, то наличие цели отличает его от движений. Ведь движения на сцене тесно связаны с действием, так как обычно составляют внешнюю его сторону, но в отличие от действия, которое всегда имеет какую-то целевую направленность, они сами по себе этой направленности не выражают. И приобретают смысл лишь в зависимости от того действия, с которым связаны. К примеру, если вернуться к действию «человек идёт за хлебом». Выполняя его, нужно встать со стула, подойти к двери, открыть дверь, выйти наружу, то есть совершить ряд движений (из них, в конечном счёте, и сложилось действие). Однако если просто перечислить все эти движения, то можно, лишь предположить, что человек сходил за хлебом, а не вышел вынести мусор или просто прогуляться по улице и т. д. Но в данном случае был назван целый ряд движений, а если взять только одно из них, например «встал со стула», то его можно сделать с сотней самых разных целей. Отсюда следует заключить, что движения необходимы для выполнения действия и тесно связаны с ним, но при всём при этом они составляют только внешнюю форму действия (к ней, кроме движения, относится и мимика актёра и речевые интонации). Действие имеет две стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую). Психическая сторона действия определяется целью его. В ней заключена суть действия. Физическая сторона складывается из тех или иных мускульных движений, при помощи которых осуществляется эта цель. Обе эти стороны неотделимы друг от друга: психическая сторона действия проявляется в физических движениях, а те, в свою очередь, передают внутреннюю его суть. Когда отрывают физическое действие от внутреннего, то действие перестаёт быть действием — оно превращается в ряд каких-то механических движений. Поэтому надо всегда помнить о его единой психофизической природе.

В зависимости от характера действий они лишь условно подразделяются на психологические, физические и словесные. К психологическим относятся действия, требующие какого-то серьёзного движения мысли (к примеру, человек что-то обдумывает, принимает решение, вспоминает что-то, мечтает и т. д. и т. п.). Физические действия связаны преимущественно с изменением окружающей материальной среды (к примеру, разбираю стол, пишу задание, готовлю ужин, одеваюсь, умываюсь и т. д.). Словесные же действия — действия, осуществляемые при помощи слов (убеждаю, доказываю что-то, спорю, объясняю и др.). Но надо понимать, что все эти действия неотделимы одно от другого. Любое психологическое действие как-то обязательно проявляется в непроизвольных жестах, в мимике лица, выражении глаз. Физическое действие всегда сопровождается какими-то мыслями, оценками (разбирая стол, можно оценивать обстановку, что-то решать, о чём-то думать или мечтать). Ну, а словесное действие является выражением наших мыслей и к тому же сопровождается мускульными движениями губ и мимическими изменениями на лице. Словом, действие имеет единую психофизическую природу.

Действие, которое актёр должен совершить на сцене, часто предлагается ему в виде задачи. Действенная задача включает в себя три момента: что я делаю (само действие), для чего и зачем я это делаю (мотивировка действия) и как, каким образом делаю (приспособление). При этом заранее устанавливается только то, что актёр должен сделать и зачем. Например, если перед актёром ставится задача помочь другу, который попал в беду, то намечается действие, которое он должен для этого выполнить — успокоить (утешить, обнадёжить, отвлечь и т. д.) товарища. Что же касается того, как актёр будет это делать, — наперёд не оговаривается. Внешнюю сторону действия (приспособления) он должен найти в самом ходе выполнения задачи, в результате непосредственного восприятия партнёра, оценки его поведения, общения с ним и т. д. Так сказать, приспособления должна подсказывать актёру его творческая природа.

Если задача касается какого-то одного действия и исчерпывается его выполнением, то это довольно просто. Но есть ещё задачи, которые называются основными. Они уже относятся к тому, что делает персонаж на протяжении целого куска пьесы, действие которого вызвано каким-то событием, и состоят из ряда простых действенных задач.

Определить линию действия персонажей в пьесе не всегда просто. Ведь действие в пьесе может выражаться в репликах персонажей не только прямо, но и косвенно. Кроме того, существуют действия без слов (физические или психологические). Поэтому при определении действия нельзя опираться только на текст пьесы. Чтобы создалось верное и достаточно полное представление о линии действия персонажей, необходимо сначала внимательно продумать предлагаемые обстоятельства, в которых эти персонажи действуют, и понять общую направленность (то есть основные задачи) их поступков.

Упражнения.

Занимающихся вызывают по очереди и дают каждому задание (не намечая заранее цели действия).
1. Осмотреть комнату. Измерить ее шагами.
2. Подслушать, подсмотреть что-либо.
3. Найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет.
4. Закрыть, открыть дверь.
5. Переставить мебель.

Предложить проделать те же действия по заданиям, но наметив их цель (то есть зачем, для чего).
Так, например, предложить осмотреть комнату в трех разный случаях:
1. у вас больной ребенок, вам необходимо его вывезти из города на дачу; вы осматриваете эту комнату, она вам нравится, вы решили снять ее на лето;
2. в этой комнате надо устроить выставку картин: вы знаете, какие и сколько картин;
3. вы желаете произвести обмен своей комнаты, чтобы поселиться в новом районе города.

В каждом упражнении ученик должен сначала решить, чего он хочет, наметить задачи для реализации своего хотения и действовать.
1. Идете на свидание с любимым человеком (хотение — хочу ему понравится; задачи, реализуемые действием: выбираю платье, в котором бы я была более привлекательна, надеваю лучшие туфли, делаю прическу, которая мне особенно идет и т. д.).
2. Заблудились в лесу. Хотим выбраться (хотение).
3. Варенье заперто в шкафу. Хочу попробовать.
4. Два брата. Старший ушел в институт, а свой магнитофон оставил на столе. Младший брат остался один. Хочу включить магнитофон и записать свой голос.
5. Играя с собакой, затоптали на клумбе любимые цветы сестры. Хочу исправить сделанное.
6. Ремонт в квартире. Вы забыли об этом и прислонились к только что покрашенной двери. Хочу ликвидировать пятно.

 

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна