Чувашская вышивка в костюме

Событие завершилось
12+

 В культуре чувашского народа вышивка занимает особое место. В музеях Чувашской Республики, Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Саратова, Самары, Уфы сохранились удивительно яркие и изящно вышитые шелковыми нитками образцы деталей народного костюма.

По технике исполнения чувашская вышивка счетная, то есть выполняется по счету нитей холста, поэтому все узоры получаются геометрической формы.

В чувашском орнаменте нашли отражение почти все его виды: геометрический, растительный, зооморфный и орнитоморфный.

В XVIII–XIX веках вышивка была не только украшением — она исполняла роль оберега. Ею украшали наиболее «опасные» открытые места в костюме: ворот и горловину, концы рукавов и подол рубахи. Также обильно орнаментировали грудную и спинную части, так как нужно было оберегать жизненно важные органы человека.

В то же время вышивка служила половозрастным отличительным признаком. Девичий и женский костюмы отличались не только по набору украшений и головных уборов, но и орнаментом.

Так, на грудной части девичьих рубах ромбовидные и треугольные кумачовые нашивки, обрамленные мелкой вышивкой, присутствовали исключительно с левой стороны, а справа нашивали прямую полосу. По мифологическим воззрениям чувашей, правая сторона считалась мужской, а левая — женской, и поэтому на этой половине располагали значимые символы.

Рубаху с девичьими знаками носили до замужества. Во время свадьбы, на третий день, совершали обряд смены девичьего наряда на женский (сурпансырни). Вместе с головными уборами и повязками меняли и рубаху. Таким образом, невестка начинала носить нательную одежду, украшенную другими символами, узорами кĕскĕ, что в переводе на русский язык означает «солнце».

В чувашском женском костюме нагрудные знаки занимают особое место. Их вышивали всегда парными. Они были призваны защищать и оберегать грудь женщины.

Композиция нагрудных узоров кĕскĕ строится из четырех лучей, перекрещивающихся в центре крестообразно. Прямые полосы, тянущиеся во все четыре стороны, почти на всех образцах оформлены в виде древа (или же колоса, столба). По их сторонам располагаются мотивы животных и птиц. К сожалению, на многих вещах они сильно стилизованы, и трудно различить определенные фигуры. По мнению исследователей, на срединной части чувашской рубахи, от шеи до талии, никогда не изображали животных, олицетворяющих подземный мир.

Нагрудные вышитые звезды таят в себе много загадок. Они были как родовые тамгические знаки-печати, передающиеся из поколения в поколение по женской линии. В то же время в них скрыта мифология и история чувашского народа.

Этнографы советского периода (П. Денисов, И. Коев) доказали, что узоры кĕскĕ имеют параллели с болгарскими розетками. Дунайские болгарские женщины, также как и чувашские, носили рубахи с парными нагрудными вышитыми медальонами. Сходные элементы отмечаются не только в мотивах и композиции, но и в технике исполнения: оба народа их вышивали односторонним косым швом по предварительно нанесенному контурному стежку.

Чувашских девочек с малых лет приучали к рукоделию. Лет в семь-восемь они уже умели вышивать самые простые линейные швы. Постепенно осваивая новые приемы и стежки, к 18 годам они уже подготавливали себе приданое. Каждая девушка понимала, что не лицом нужно быть пригожей, а рукоделием. Именно по вышивке ценили в старину чувашскую невесту. В одной легенде описан такой случай: «На одной шумной свадьбе кто-то сказал, что невеста не умеет вышивать. Она не растерялась, попросила дать нитку, иголку и холст. Девушка вышила прекрасный узор, похожий на лошадиные подковы. Кроме того, они были с двух сторон одинаковыми. Никто в округе не знал этот шов. Те, которые завидовали и сами не умели вышивать, назвали его ухмахтĕрĕ («дурацкий шов»). Те, которые восхищались и хвалили невесту, назвали çынпĕлмитĕрĕ («мудреный шов»)». До сих пор у этого необычного шва два названия. Он считается одним из самых трудоемких, так как за один прием вышивается с двух сторон одинаково.

Девушки заранее готовили много вышитых рубах (кĕпе), головных повязок (сурпан, пуçтутри, чалма, масмак), поясных подвесок (сарă, яркăч, кут чалми), свадебное покрывало (пĕркенчĕк), обрядовые платки (кĕрÿтутри).

Особенно изящными и мастерски выполненными считаются покрывало невесты и жениховый платок. Их готовили из белого льняного холста и орнаментировали двусторонними швами (йĕпкĕн, исма, чăрмалла).


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна