В Грузии множество пасхальных традиций

Событие завершилось
6+

В Грузии, как и в других странах, обязательно красят яйца. Однако для этого используют корни марены, некоторые добавляют шелуху красного лука.

Живший в XVII и XVIII веках грузинский царевич, историк и географ Вахушти Батонишвили писал, что в Тбилиси после торжественной службы грузинский царь, князья и знать соревновались друг с другом в стрельбе из лука, а победителя награждали золотым или серебряным кубком. 

В Грузии множество пасхальных традиций, хотя некоторые из них забыты. После пасхальной службы люди поздравляли друг друга с великим праздником и устраивали небольшую трапезу, обязательными элементами которой были мясо и вино. После еды было принято выходить во двор и устраивать соревнования, например, стрелять из лука, играть в мяч или участвовать в конных состязаниях.

После них же начиналась великая трапеза. А специальная группа людей, именуемая «чона» (ჭონა), заходила в дома и пела веселые песни, прославляя воскресшего Спасителя. Традиция чем-то напоминала алило, которое принято в Рождество. Исполнителей награждали крашеными яйцами и другими вкусностями.

А вот яйца принято красить в вечер великой пятницы. В целом в разных регионах страны есть и свои локальные обычаи. Например, в Ланчхутском районе (это в Западной Грузии) в пасхальное воскресенье уже три века играют в «лело бурти». Для этой игры местные жители самостоятельно шьют 16-килограммовый мяч, который первым бросает священник. Село делят на две команды: верхняя и нижняя Шухути. Игра чем-то напоминает регби, в ней можно любым способом завладеть мячом, ограничений или правил практически никаких. Но в лело бурти играют только мужчины. Победителем считается команда, с мячом перешедшая реку, текущую посреди села, и положившая его на другом берегу.

После этого те, кто выиграл, обходят все село, принимая поздравления, а мяч несут на кладбище и оставляют в знак уважения к умершим предкам.

В горных районах Пасху практически в каждом селе отмечали по-своему. В одном селе было принято, чтобы мальчики состязались в стрельбе из лука. А возглавлял такие соревнования старейшина. При этом ребята ходили по селу и кричали: «Христос воскресе!». После ответа: «Воистину воскресе!» заходили входили во двор, принимали участие в трапезе.

Когда обход села завершался, начинались сами соревнования: велась стрельба из лука по мишеням — крашеным яйцам. Попавший в мишень первым объявлялся победителем. Также было принято посещать кладбища и говорить: «Христос воскресе!».

В южной Грузии после ночного пасхального богослужения люди, согласно традициям, расходились по домам, а наутро женщины пекли пасхальный хлеб в тандыре. Он был обязательной частью пасхальной трапезы. А мужчины готовили мясо: как правило, свиные окорока, которые специально откладывали для Пасхи. На столе также обязательно были традиционные вино и сыр.

В Имеретии же собирались на литургию с первыми песнями петухов. Было принято прийти в храм, пока еще они кричали. А по окончании пасхального богослужения всю ночь звонили колокола, на улицах танцевали и пели народные песни.

В Верхней Сванетии пасхальное богослужение начинается в полночь. Храмы заполнены людьми, а после литургии все вместе поют «Христос воскресе». С песнями верующие расходятся по домам. Главным пасхальным блюдом является зажаренный целиком поросенок. А уже утром родственники и гости продолжают отмечать Пасху, также поют «Христос воскресе». Есть даже тамада, который в знак уважения получает голову поросенка.

Свои традиции есть и в Восточной Грузии. Так, в Кахетии страстная пятница — единственный день в году, когда не положено пить вина, так как это большой грех. После ночной пасхальной службы кахетинцы отдыхают до утра, а утром проводят пасхальную трапезу. Причем вино для Пасхи хранится в особом кувшине — зедаше. Его открывают в честь праздника, часть вина жертвуют в храм, а тем, что оставляют, угощают гостей.

В древности кувшины находились в храмах, в течение года их наполняли сами прихожане, а в праздник получившимся вином угощали всех пришедших.

Кахетинское застолье, согласно традициям, продолжается довольно долго, а главное пасхальное блюдо в нем — жареный барашек. Тамадой на трапезе также назначают священника, проводятся пасхальные песнопения, во время которых исполняют народные песни. Всю Светлую седмицу люди ходят друг к другу в гости.

На следующий день после праздника во многих регионах посещают могилы родных. На кладбище приносят пасхальные яйца, кулич, напитки и еду, поминают умерших и оставляют угощения.

Сведения предоставлены организацией МБОДО «Буинская детская школа искусств №1» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна