В Грузии множество пасхальных традиций
В Грузии, как и в других странах, обязательно красят яйца. Однако для этого используют корни марены, некоторые добавляют шелуху красного лука.
Живший в XVII и XVIII веках грузинский царевич, историк и географ Вахушти Батонишвили писал, что в Тбилиси после торжественной службы грузинский царь, князья и знать соревновались друг с другом в стрельбе из лука, а победителя награждали золотым или серебряным кубком.
В Грузии множество пасхальных традиций, хотя некоторые из них забыты. После пасхальной службы люди поздравляли друг друга с великим праздником и устраивали небольшую трапезу, обязательными элементами которой были мясо и вино. После еды было принято выходить во двор и устраивать соревнования, например, стрелять из лука, играть в мяч или участвовать в конных состязаниях.
После них же начиналась великая трапеза. А специальная группа людей, именуемая «чона» (ჭონა), заходила в дома и пела веселые песни, прославляя воскресшего Спасителя. Традиция чем-то напоминала алило, которое принято в Рождество. Исполнителей награждали крашеными яйцами и другими вкусностями.
А вот яйца принято красить в вечер великой пятницы. В целом в разных регионах страны есть и свои локальные обычаи. Например, в Ланчхутском районе (это в Западной Грузии) в пасхальное воскресенье уже три века играют в «лело бурти». Для этой игры местные жители самостоятельно шьют 16-килограммовый мяч, который первым бросает священник. Село делят на две команды: верхняя и нижняя Шухути. Игра чем-то напоминает регби, в ней можно любым способом завладеть мячом, ограничений или правил практически никаких. Но в лело бурти играют только мужчины. Победителем считается команда, с мячом перешедшая реку, текущую посреди села, и положившая его на другом берегу.
После этого те, кто выиграл, обходят все село, принимая поздравления, а мяч несут на кладбище и оставляют в знак уважения к умершим предкам.
В горных районах Пасху практически в каждом селе отмечали по-своему. В одном селе было принято, чтобы мальчики состязались в стрельбе из лука. А возглавлял такие соревнования старейшина. При этом ребята ходили по селу и кричали: «Христос воскресе!». После ответа: «Воистину воскресе!» заходили входили во двор, принимали участие в трапезе.
Когда обход села завершался, начинались сами соревнования: велась стрельба из лука по мишеням — крашеным яйцам. Попавший в мишень первым объявлялся победителем. Также было принято посещать кладбища и говорить: «Христос воскресе!».
В южной Грузии после ночного пасхального богослужения люди, согласно традициям, расходились по домам, а наутро женщины пекли пасхальный хлеб в тандыре. Он был обязательной частью пасхальной трапезы. А мужчины готовили мясо: как правило, свиные окорока, которые специально откладывали для Пасхи. На столе также обязательно были традиционные вино и сыр.
В Имеретии же собирались на литургию с первыми песнями петухов. Было принято прийти в храм, пока еще они кричали. А по окончании пасхального богослужения всю ночь звонили колокола, на улицах танцевали и пели народные песни.
В Верхней Сванетии пасхальное богослужение начинается в полночь. Храмы заполнены людьми, а после литургии все вместе поют «Христос воскресе». С песнями верующие расходятся по домам. Главным пасхальным блюдом является зажаренный целиком поросенок. А уже утром родственники и гости продолжают отмечать Пасху, также поют «Христос воскресе». Есть даже тамада, который в знак уважения получает голову поросенка.
Свои традиции есть и в Восточной Грузии. Так, в Кахетии страстная пятница — единственный день в году, когда не положено пить вина, так как это большой грех. После ночной пасхальной службы кахетинцы отдыхают до утра, а утром проводят пасхальную трапезу. Причем вино для Пасхи хранится в особом кувшине — зедаше. Его открывают в честь праздника, часть вина жертвуют в храм, а тем, что оставляют, угощают гостей.
В древности кувшины находились в храмах, в течение года их наполняли сами прихожане, а в праздник получившимся вином угощали всех пришедших.
Кахетинское застолье, согласно традициям, продолжается довольно долго, а главное пасхальное блюдо в нем — жареный барашек. Тамадой на трапезе также назначают священника, проводятся пасхальные песнопения, во время которых исполняют народные песни. Всю Светлую седмицу люди ходят друг к другу в гости.
На следующий день после праздника во многих регионах посещают могилы родных. На кладбище приносят пасхальные яйца, кулич, напитки и еду, поминают умерших и оставляют угощения.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.