Концерт как вид музыкальной деятельности
Согласно толковому словарю Ожегова «Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании с хореографическими, декламационными и другими номерами)» [22, с. 498]. Концерт — один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым 19 исполнительством. И тем не менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него. Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания подрастающего поколения. Репетиция является основным звеном воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов. Главная функция концерта — формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла — важнейшая задача руководителя коллектива. «Под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров» [30, с. 8]. В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического и эстрадного. К филармоническому направлению концертной деятельности следует отнести следующие виды концертов: симфонические, камерные, концерты духового оркестра, музыкально-литературные концерты, концерты классических сольных исполнителей, а также концерты-лекции. К эстрадному направлению относятся: концерты эстрадных, а также эстрадно-симфонических, джазовых оркестров и ансамблей, концерты вокальных, вокально-инструментальных, вокально-танцевальных ансамблей, концерты артистов-вокалистов театра музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен. 20 Также под концертом понимается «публичное, обычно платное исполнении музыки по заранее объявленной программе в специально оборудованном помещении» [14, стр. 202]. Концерты принято подразделять на различные виды. Например, по целевому назначению концерты делятся на текущие, отчетные, конкурсные, праздничные юбилейные. Также можно разделить концерты по месту проведения (стационарные, выездные, гастрольные), по составу участников (любительские, профессиональные, смешанные), или по числу участников (сольные, групповые, коллективные, сводные) [6, с. 27]. Существует классификация концертов по составу аудитории, для которой они проводятся. На практике чаще всего встречаются три таких вида: концерты для взрослой аудитории, для детской аудитории и для смешанной аудитории. Организатору необходимо это знать, поскольку требования аудитории многое диктуют. Детская аудитория требует точного расчета концерта во времени, поскольку дети быстрее устают. С детской аудиторией важно очень тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку: дети любят зрелищность, они не терпят монотонности, желают больше веселых и смешных номеров. Взрослая аудитория более восприимчива к глубинно-содержательным номерам, более терпима, не устает от продолжительного концерта. Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Разный возраст, разный уровень социальной зрелости, отношении к жизни, разный уровень культуры, разные возможности осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, требуют продуманности и соответствующей подачи каждого номера. Одной из ведущих форм музыкально-просветительской работы является тематический концерт, позволяющий соединить решение учебнопедагогических проблем с задачами музыкального просвещения. В подборе тем концертов необходимо ориентироваться на такие направления 21 музыкальной культуры как фольклор, музыка религиозной традиции, произведения зарубежных и отечественных композиторов-классиков, современное музыкальное искусство (включая лучшие образцы эстрадной и джазовой музыки). Главное — постижение смысла музыкальной культуры. «Организация и проведение тематических концертов несёт познавательную функцию, так как знакомит исполнителей и слушателей с различными музыкальными инструментами, формами и жанрами музыкального искусства, даёт возможность более полного и цельного охвата творчества композитора или определённого музыкального жанра» [20, с. 1]. Глубокое проникновение в стиль и содержание музыкальных произведений в яркой занимательной форме помогает установить связь со смежными видами искусств. Оформление концертов вернисажами, включение в сценарий литературных фрагментов, использование элементов театрализации — всё это способствует более эмоциональному, творческому восприятию музыки, более глубокому её пониманию. Такие концерты стимулируют процесс самообразования, дают возможность в логически стройном виде изложить музыкальную тему, и, вместе с тем, доставляют эстетическое наслаждение исполнителям и публике. В тематических концертах на практике решаются задачи межпредметных связей. Своеобразное «погружение» в эпоху, объединение предметов одной темой позволяют связать знания, полученные на уроках музыкальной литературы и истории искусств с исполнением музыкальных произведений, подготовленных в классах специального инструмента, ансамбля, аккомпанемента, хора, сольфеджио, оркестра и др. «Огромные перспективы предоставляют и монографические концерты. Концерт, посвящённый одному композитору, должен раскрыть его индивидуальность, показать отличительные, только ему присущие черты» [20, с. 1]. Для этого необходим тщательный отбор фактов для сообщения о композиторе и его произведениях. Монолитная музыкально-литературная 22 композиция с чередованием музыки и лаконичного, но ёмкого рассказа, должна воссоздать портрет композитора — человека и творца. «Актуальной формой остаётся организация тематических лекцийконцертов исторического плана, где рассматривается определённый стиль или течение в музыкальном искусстве. Здесь невозможно обойтись без использования смежных видов искусств, элементов театрализации» [20, с. 1]. Существуют так же и театрализованные концерты. Такие концерты могут включать в себя традиции народного фольклора. В сценарии таких мероприятий, как правило, помимо музыкального и танцевального материала включаются рассказы о русских народных костюмах, быте наших предков, детских играх и забавах. В просветительской деятельности необходимо уделять большое внимание популяризации творчества современных композиторов как отечественных, так и зарубежных. Исполнители и слушатели на концертах могут ознакомиться с лучшими образцами всех направлений музыкального искусства, формировать на этих примерах свой музыкально-эстетический вкус и умение разбираться в качестве окружающей нас музыкальной атмосферы. Такие концерты, посвященные различной современной музыке (классической, эстрадной, джазовой) дают возможность слушателям через легкость восприятия такой музыки найти путь к пониманию искусства. «Форму «концерта-моста» от современного творчества к музыкальному наследию прошлого предлагает известный музыковед П. Михель, полагающий, что путь от прогрессивного нового к ценным образцам старого сопровождается диалектической взаимосвязанностью произведений» [20, c. 3]. Так, творчество Г. Эйслера он связывает с музыкой И.С. Баха и немецкой народной песней; музыкальный язык Д.Д. Шостаковича — с музыкальным языком М.П. Мусоргского; жанр симфонической музыки рассматривает 23 в историческом развитии (Третья симфония Бетховена, Третья симфония Брамса, Пятая симфония Прокофьева); Возможен и иной принцип — рассматривание произведения с разных точек зрения: место произведения в творчестве композитора, в истории музыки, его связи с традициями, его роль в развитии жанра. Эффективны концерты-встречи с композиторами и исполнителями, где сама личность влияла бы на восприятие музыкальных произведений. «Тематические концерты помогают исполнителям и слушателям осваивать опыт предшествующих поколений и своих современников, познавать глубинный смысл общечеловеческих ценностей, заключенных в музыкальных образах, обрести свою индивидуальную позицию в мире культуры» [20, с. 3]. Рамками избранной темы концерта возможно охватить и синтезировать смежные виды искусств и знания полученные на предметах образовательного цикла. Такое «погружение в эпоху» предоставляет возможность глубокого осмысления творчества определённого композитора или стиля, совершенствования форм проведения концертов. Организатору важно видеть и то, каким по содержанию является концерт, который он готовит. По способу построения программы концерты могут быть разделены на тематические и сборные концерты. В тематических концертах ведущий является связующим звеном. «В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего» [33]. Тематический концерт строится по всем тем же законам, что и сборный, но его номера раскрывают какую-либо тему и придерживаются ее. «Программы сборных концертов (дивертисментов) лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных художественных коллективов» [33]. Сборный концерт, как правило, гибкий, мобильный. 24 Сценарий такого концерта не отличается большой сложностью. Это, в основном, текст ведущего. «Текст между концертными номерами, в таком концерте называется иногда связками, «нырками». Жесткой сцепки между номерами в сборном концерте нет, и при необходимости умелый конферансье может что-то поменять даже по ходу концерта» [27, с. 33]. Не стоит забывать про значимую роль ведущего в концертной деятельности. Ведущий концерта должен обладать острым чувством современного мышления, склада речи, манеры поведения, костюма, всего внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом и импровизацией, должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливать состав и настроение данной аудитории, настроить публику доброжелательно, внушить ей доверие к себе. Выбор ведущего зависит от целевой аудитории концерта. Таким образом, концерт — один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концерт делят на два основных вида: филармонический и эстрадный. По содержанию можно выделить тематические и сборные. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительскую и образовательновоспитательную функцию. Концерт как форма культурной деятельности, обладает значительными педагогическими возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания подрастающего поколения. Ключевые особенности организации и проведения концерта заключаются в том, что данное мероприятие должно отвечать цели музыкального просветительства, соответствовать эстетическим и воспитательным задачам образовательной организации. Для этого, посредством грамотно подобранного репертуара и определения общего времени концерта, должны быть учтены возрастные особенности участников и зрителей концерта, необходимо создать атмосферу творческого сотрудничества и поддержать мотивацию к дальнейшему 25 самосовершенствованию в процессе культурного развития и овладения музыкально-исполнительскими навыками. При подготовке концерта важно не допустить однообразия в расстановке номеров по их жанру и настроению, учесть зрительский интерес, заботиться о целостности впечатления.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.