Обучение

Народная художественная культура в современном образовательном пространстве

Событие завершилось
12+

Ключевыми вопросами, порождёнными современным этапом развития народной художественной культуры, стали вопросы о её профессиональном характере, профессионализме, и профессиональном статусе её носителей. Усложнение и обогащение форм и видов народной культуры, её социального функционирования привели к изменению в понимании профессионализма народных исполнителей, художников, мастеров. Потребовалось определение их социального статуса, места среди представителей других видов художественной деятельности. Прежнее достаточно устойчивое и статичное их положение претерпело существенную трансформацию, что не только породило споры теоретического характера, но и обусловило принципиальные изменения практических профессиональных ориентиров развития народной культуры и подготовки её специалистов.

Складывающееся в течение длительного времени понимание народной художественной культуры не только как культуры «молчаливого большинства», но и как культуры «непрофессионального большинства», сегодня не может быть принято. Оно пришло в противоречие с реальной жизнью, изменилась оценка профессионализма деятельности мастеров и методика их профессиональной подготовки.

В 90-х годах XX века понятие «профессионализм» применительно к народной культуре приобрело особый смысл в связи с тем, что произошли существенные изменения в профессиональном статусе большого числа её творцов, хранителей и носителей. В значительной своей части они получили статус профессиональных деятелей народного искусства, тиражируя и распространяя его ценности.

Формируется этот слой профессиональных деятелей двумя путями: первый и основной связан со специальной подготовкой и обучением в государственном масштабе вокалистов, мастеров прикладного творчества, хореографов, музыкантов, деятельность которых лежит в сфере народной культуры: другой путь предполагает переход некоторой части наиболее талантливых народных исполнителей из непрофессиональной деятельности в профессиональную. Другими словами, любители в определённый момент получают статус профессиональных народных мастеров и исполнителей. И первая и вторая тенденции — приметы развития народной культуры в XX веке.

Со второй половины XX века в России народное художественное творчество становится все более сферой деятельности специально подготовленных людей. Этот этап связан с выделением значительного пласта народного творчества из естественных условий бытования, из непосредственной сферы жизнедеятельности людей и превращением ею в специализированное художественное занятие.

Проблема необходимости подготовки специалистов обозначилась в России в конце XIX века по мере появления в массовом масштабе организованного любительского художественного творчества и формирования центров художественных ремёсел. Создатели и руководители первых любительских кружков в городе и деревне были представителями народничества, интеллигенции, которые рассматривали свою миссию как просветительскую. Для них руководство хором, оркестром являлось средством решения культурно-воспитательных задач и не расценивалось как сфера профессиональной деятельности.

Фольклорное бытовое творчество в силу своей природы не нуждалось в специальных руководителях, хотя безусловно в его среде было немало талантливых лидеров. Оки определяли художественные приёмы и школы в передаче исполнительских навыков. Обучение мастеров прикладного, декоративного, традиционного изобразительного творчества носило личностно-практический характер: мастер передавал свои знания, навыки, технологию, «секреты» ученикам в процессе самой деятельности. Специальных школ, кружков, тем более учебных заведений народное искусство не знало вплоть до начала XX века.

С появлением организованного любительского творчества, а также объединений, мастерских прикладного искусства формируются руководители — практики, многие из которых оставили заметный след в народном творчестве.

Такие крупные представители любительского творчества, как В.Андреев, К.Станиславский, М.Пятницкий, не только вывели народное искусство на сцену, но и сами стали первыми профессиональными деятелями. Ими в конце XIX — начале XX в. были организованы курсы по подготовке руководителей хоров, оркестров, драмкружков из числа сельских учителей, солдат, крестьян; подготовлены и изданы репертуарные сборники, методические пособия.

Идеи профессионализма любительского творчества, заложенные ещё в дореволюционный период, получили развитие в советское время. Подготовка руководителей художественном самодеятельности, мастеров прикладного искусства стала одним из важных направлений в деятельности государства, профсоюзов, творческих организаций.

Создание специальных учебных заведений для подготовки руководителей художественной самодеятельности (в конце 20-начале 30-х годов XX века), разработка первых программ и учебных планов были принципиально новым шагом в изменении профессионального статуса народной культуры, она всё более прочно занимала своё положение на сцене, на выставке, на смотре стала функционировать по типу профессионального искусства.

Начиная с 30-х годов к руководству художественной самодеятельностью стали широко привлекаться деятели профессионального искусства. В разные годы шефство над самодеятельными коллективами осуществляли народные артисты СССР П.Голованов, Г.Товстоногов, И.Моисеев, Т.Устинова, и другие.

В 1949–3950 гг. началась организация культурно-просветительных училищ, которые стали открывать художественные специальности. Сеть училищ быстро развивалась и к концу 0-х годов составила более 140 (по СССР). В России в настоящее время действует по одному училищу (колледжу) культуры в каждом субъекте Федерации,

Подготовка руководителей в культурно-просветительных училищах жёстко привязывала их будущую деятельность к системе партийно-пропагандистских институтов. При этом уровень их подготовки вызывал массу нареканий. В последние годы в училищах и колледжах произведена коренная реорганизация. Они стали больше ориентироваться на подготовку специалистов по традиционной культуре.

Важный этап в подготовке руководителей художественной самодеятельности начался с 1959 г., когда на культурно-просветительских факультетах вузов культуры были введены художественные специализации — режиссёрско-театральная, дирижёрско-хоровая, дирижерско-оркестровая.

В настоящее время многие вузы культуры стали вузами искусств и культуры (Алтайский, Самарский, Пермский, орловский и др.), академиями культуры (Санкт-Петербургский, Краснодарский), университетами Московский) и так далее.

Рыночные отношения, которые активно вторглись в народное искусство, превратили многих исполнителей, мастеров в профессионалов как с точки зрения социального статуса, так и уровня творчества. В то же время рыночная их востребованность не гарантирует адекватного высокого уровня исполнения. На рынок начинают работать многие любители, и это ещё более усложняет понимание профессионального статуса народной культуры, её носителей и созидателей (49).

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна