Обучение

Пьер Карден и Майя Плисецкая

19 июля 2024
6+
Бесплатно

Зато дружба с балериной Майей Плисецкой была очень трогательной. Их познакомила в 1971 году на театральном фестивале во французском Авиньоне министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Но еще до знакомства Пьер Карден впервые увидел Майю Плисецкую на сцене: «Она танцевала “Кармен-сюиту” на музыку Родиона Щедрина. Я с большим интересом отношусь к балету, можно сказать, даже неплохо разбираюсь в этом виде искусства и видел много известных танцоров. Майя же меня поразила своей искренностью, обнаженностью эмоций на сцене. На время выступления я даже забыл, что танцует русская балерина. В Плисецкой было столько темперамента, столько испанских страстей… Она полностью перевоплотилась на сцене, да так, что я с трудом узнал ее после спектакля. Если бы не мадам Фурцева, то я, наверное, и не подошел бы к ней».

Через несколько месяцев Майя Плисецкая снова оказалась во Франции, чтобы выступать на сцене Гранд-опера в Париже. Они с Карденом встретились, и балерина спросила совета у кутюрье: она не знала, что ей надеть на прием после. Кутюрье захотел, чтобы балерина была самой элегантной на этом вечере, но он понимал: в Советском Союзе даже прима Большого театра не может себе позволить купить достойное вечернее платье. Поэтому Пьер Карден просто позвонил в свое ателье, и через час портной приехал в отель с платьем для Плисецкой, которое он «сам осмелился ей выбрать». Так и началась их дружба, которая длилась почти 45 лет. Каждый раз, когда Плисецкая приезжала в Париж, Карден одевал ее в свои самые последние модели, многие из которых создавались специально для нее. По подсчетам самого кутюрье, у балерины собралось около сотни нарядов от Кардена. И это было практически все, что она могла привезти из-за границы домой, потому что по возвращении на родину у нее отбирали все подарки, за исключением одежды.

Вскоре и сам Пьер Карден стал посещать Советский Союз. И почти каждый раз он виделся с Майей Плисецкой. Она познакомила дизайнера со своим мужем, композитором Родионом Щедриным. Тогда же начались совместные проекты Кардена и Плисецкой. Кутюрье вспоминал, что, пытаясь понять, какой костюм он должен создать для балета «Анна Каренина», вначале он слушал музыку, а потом смотрел, как Майя танцем и жестами показывала «свою Каренину». Это был настоящий прорыв. Карден создал десять платьев, в которых были сохранены исторические силуэты XIX века, но при этом в них можно было летать по сцене, не боясь, что они порвутся. К примеркам он подходил очень серьезно: «Подымите ногу в арабеск, в аттитюд. Костюм не сковывает движений? Вы чувствуете его? Он должен быть ваш более, чем собственная кожа», — вспоминала Майя Плисецкая слова модельера. После долгих споров костюмы приняли в Большом театре, возможно, потому, что они не стоили театру ни копейки. Все их Пьер Карден просто подарил своей музе: «Мой милый бессребреник Пьер! Как я могу словами передать тебе мои чувства… Но в афише Большого театра имя Кардена не стояло. Выпало. Забыли. Наши костюмы все. Советские. Это министерство культуры панически запретило дирекции в перечислении авторов называть имя иностранца. Да еще такое: Карден. Пьер и ухом не повел. Аноним — пусть аноним. Придет время…»

После «Анны Карениной» Карден и Плисецкая совместно работали и над другими постановками, в том числе над «Дамой с собачкой», «Фантазией» и «Чайкой». Но все эти работы Кардена так и оставались безвозмездными и анонимными. Только в 1998 году Майя Плисецкая нашла способ отблагодарить своего друга за многолетнее сотрудничество и устроила в Кремле постановку «Мода и танец».

Интересный факт: Пьер Карден дружил не только с Майей Плисецкой, но и с Екатериной Фурцевой, искренне интересовался русской культурой и видел в «неодетом» Советском Союзе прекрасные возможности для своего бизнеса. В 1986 году даже был подписан договор, и советские фабрики стали выпускать одежду по французским лекалам с заветным логотипом. Но на выходе получался столь низкокачественный ширпотреб, что кутюрье поспешил прекратить сотрудничество. В июне 1991 года дизайнер даже устроил показ своей коллекции в Москве: тогда на Красной площади собралось около 200 тыс. человек.

В 1980-х годах Карден активно подписывал лицензионные соглашения, и бренд начал терять авторитет, что не помешало кутюрье стать самым богатым дизайнером в мире. Он не видел ничего плохого в идее лицензирования: «Я могу делать духи, могу делать сардины, почему нет? Во время войны я скорее хотел бы почувствовать запах сардины, чем духов. И если бы кто-то попросил меня сделать туалетную бумагу, я бы подписался и на это». У него было более 540 лицензий, под маркой «Pierre Cardin» выходили камеры, ортопедические матрасы, кастрюли и стеклянная посуда, канцелярские кнопки и детские кроватки. Он выпустил несколько собственных ароматов, в 1997 году в продажу поступила лимитированная серия автомобилей Toyota Rav 4. «Я умываюсь собственным мылом, ношу собственный парфюм, ложусь спать на собственные простыни. Под моим именем даже есть продукты питания. Я живу за счет себя».

Помимо своего бизнеса Пьер Карден был активно вовлечен в социальную жизнь. В 1991 году его назначили послом доброй воли ЮНЕСКО, он инициировал ряд гуманитарных проектов, встречался с известными политиками, в том числе с Фиделем Кастро и Нельсоном Манделой, организовал множество общественных кампаний в пользу пострадавших от чернобыльской катастрофы. А в 2009 году модельер стал Послом доброй воли Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций. Пьер Карден награжден орденом Почетного легиона, орденом Искусств и литературы во Франции, а также итальянским орденом «За заслуги». Имеет звание почетного члена Российской академии художеств и награжден российским орденом Дружбы и медалью Пушкина.

В 2011 году Пьер Карден попытался продать свой бизнес: «Я знаю, что меня не станет через несколько лет, и я хотел бы, чтобы компания продолжала существовать». Но у него не вышло. Пьер Карден никогда не использовал привлеченных средств для развития бизнеса: как следствие, он не создавал отчетность для инвесторов, не брал кредитов у сторонних банков, а его компания никогда не котировалась на бирже, поэтому никто не знал, сколько на самом деле стоит его бизнес. «Первое, что я делаю каждое утро, — встречаюсь с банком. И это мой собственный банк, которым я владею. Так я забочусь о финансах компании», — заявлял Пьер Карден.

Пьер Карден скончался 29 декабря 2020 года в возрасте 98 лет. У него не было детей, но осталось много родственников, единомышленников и огромная бизнес-империя.

Расписание
Сведения предоставлены организацией МБОДО «Буинская детская школа искусств №1» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна