Хореографический образ как метод воплощения замысла хореографа
Переходя к постановочной работе, руководитель начинает с рассказа о содержании танца, стараясь возможно полнее объяснить исполнителям характер, взаимоотношения, обстановку, в которой действуют персонажи. Затем исполнители знакомятся с движениями, входящими в танец. Если движения отличаются своеобразием, технической трудностью, они предварительно отрабатываются. Когда они технически уже не представляют трудности для исполнителей, начинается работа над танцем: исполнители знакомятся с его рисунком, последовательностью выходов, перестроений. И лишь когда вчерне весь танец уже ясен, когда готов как бы первый его набросок, — начинается наиболее сложная и тонкая отработка движений, требующая творческого подхода к созданию танцевальных образов. Полезно последние репетиции проводить в костюмах, намечая обстановку сцены. Это позволит исполнителям органичнее войти в свою роль, слиться с рисуемым образом. Помимо проведения практических занятий, с исполнителями ведутся беседы о танцах, о книгах, которые они прочитали, о концертах и спектаклях, которые они посетили. На близком и доступном учащемся материале можно объяснить понятия «содержание танца», «форма танца», «художественные образы танца». Основное положение — «искусство есть правдивое отражение жизни» — можно ярко и убедительно раскрыть, подбирая доступные для понимания учащихся примеры, где содержание и форма танцев связаны с особенностями жизни и быта создавшего их народа. Народный танец 24 сопутствует человеку там, где возникает в нем потребность, — именно так говорил Игорь Моисеев. Примерами связи содержания и формы танца с жизнью народа могут служить старинные героические военные пляски: например, «Гонта» у запорожцев, «Хоруми» у грузин; хороводы и танцы, отражающие картины труда: «Уж мы сеяли, сеяли лен» (русский хоровод), «Сбор хлопка» (узбекский танец), «Бульба» (белорусский танец); танцы, в которых изображаются животные и птицы, например: «Гусачок» в Смоленской области, «Ласточка», «Петух», «Козлик» у литовского народа; танцы, связанные с картинами природы, такие, как «Метелица», которую танцуют и русские, и украинцы, изображая вихревое, кружащееся движение снежинок, подражая движениям зябнущего человека. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что в искусстве жизнь отражается своеобразно, в особой художественной форме. Танцующие выделяют в исполняемом действии самые яркие, характерные, обобщенные черты, они придают действию красивую и выразительную форму. Девушки, исполняющие литовский народный танец «Ласточка», держат в одной руке маленький белый платочек и время от времени делают быстрые мягкие взмахи кистью руки, подражая взмаху крыльев. В танце есть фигуры «полет», «нырянье», когда бег девушек и их пробеганье в воротца напоминают движения птиц. Есть фигура, в которой девушки взмахивают платком, как-бы прощаясь с улетающими птицами [7]. Выделение, ярких, типических черт составляет также основу изображения в танце человека. Каждый народ придает своему танцору или танцорке те черты народного характера, которые он любит, уважает, которыми он гордится. Великий балетмейстер Игорь Моисеев говорил: «Не вижу более праздничного жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье». 25 В танцах русского народа мы встречаем образы мужчин, женщин, девушек с очень разнообразными характеристиками, в зависимости от места происхождения танца и от его содержания. Но в основе этих характеристик лежат по преимуществу одни и те же, наиболее типические и наиболее излюбленные народом черты: образ мужчины-танцора отличается силой ловкостью, благородством, виртуозностью движении. Русская женщина — величава и в то же время скромна, сдержанна в выражении своих чувств, движения ее плавны и грациозны. В некоторых танцах ей свойственны живость и веселье, задорность, кокетство с оттенком лукавства и юмора [22]. Большую помощь в понимании характера и образов русского танца может оказать ознакомление учащихся с отрывками из художественной литературы, в которых описываются танцевальные сцены. Танец Наташи Ростовой в гостях у дядюшки (Л. Толстой «Война и мир»), танец бабушки в произведении А.М. Горького «Детство», танец-соревнование лучших плясунов двух соседних колхозов, строящих электростанцию в повести Тендрякова «Среди лесов», описание танцев в поэме Твардовского «Страна Муравия » — далеко не полный список литературных произведений, в которых ярко и правдиво описаны танцевальные сцены, раскрыты чудесные образы русского народного танца. Работа над образом, над передачей в танце различных черт народного характера позволяет учащимся очень конкретно усвоить понятия «художественный образ», «танцевальный образ». Для них делается понятным, что формулировка В.Г. Белинского «Поэт мыслит картинами и образами» может быть отнесена и к искусству танца. Усвоение понятия «художественный образ» помогает вскрыть и понятие «содержание танца». В практике иногда приходится сталкиваться с неправильным пониманием этого выражения: нередко считается, что содержание имеется лишь в сюжетных танцах, где рисуются определенные события, где имеются завязка, развитие действия и развязка, Учащиеся должны понимать, что танец не всегда рисует события, что очень часто 26 содержанием танца является именно воплощение художественных образов, характерных человеческих черт, настроений, переживаний [21]. Необходимо также в практике танцевальной работы довести до сознания учащихся значение единства формы и содержания в произведениях искусства. Учащиеся должны ясно понимать, что движения танца, его танцевальная форма обусловлены жизненными, бытовыми, исторически сложившимися особенностями существования народа. Эта национальная танцевальная форма должна по возможности сохраняться в подлинном, неискаженном виде. Следует предупредить учащихся об ошибках, с которыми нередко приходится сталкиваться, когда в русской пляске, например, исполняются движения или принимается общий рисунок, более характерные для танца украинского, татарского или башкирского.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.