Музыкальная гостиная «180 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова»
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Николай Андреевич (6/18 марта 1844, г. Тихвин — 8/21 июня 1908, усадьба Любенск, близ г. Луги, ныне Псковская обл.; захоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладб., в 1937 перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры) — композитор, создатель композиторской школы, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Заслуженный профессор (1904). Дворянин.
Первоначальное музыкальное образование получил дома, проявляя исключительные способности с раннего детства. Продолжил занятия музыкой во время обучения в Санкт-Петербургском Морском корпусе (1856–1862). Брал уроки игры на фортепиано у пианиста Ф.А. Канилле (1858–1860), который руководил его первыми композиторскими опытами и ввел в 1861 Римского-Корсакова в музыкальный кружок М.А. Балакирева (позже получившего название «Могучая кучка»). Под руководством Балакирева Римский-Корсаков создал 1-ю симфонию ми-бемоль минор (1865), Увертюру на темы трех русских песен (1866), «Сербскую фантазию» (1867), ранние романсы, симфоническую музыкальную картину «Садко» (1867), 2-ю симфонию «Антар» (1868) и оперу «Псковитянка» (1868–1872).
В 1872 женился на пианистке Н.Н. Пургольд (1872).
Летом 1871 Римский-Корсаков получил приглашение преподавать от директора Консерватории М.П. Азанчевского.
В Консерватории: профессор кл. практического сочинения, теории композиции и инструментовки, руководитель оркестрового кл. (1871–1908); профессор 1-й степени (1881), заслуженный профессор (1904–1908).
Не получив систематического музыкального образования, самостоятельно совершенствовал свои знания по гармонии, контрапункту, инструментовке (1871–1875). Выработал целостную педагогическую систему преподавания композиции и теоретических предметов, которая вела от простого к сложному: от освоения строго стиля по методу И. Фукса и Г. Беллермана — к сочинению аккомпанемента для мелодий в различных стилях — к построению фуги и сонатной формы.
Самоотверженно работал над музыкальным наследием ушедших из жизни друзей-композиторов. Гармонизовал и оркестровал неоконченную оперу М.П. Мусоргского «Хованщина» (постановка в 1886). Вместе с А.К. Глазуновым завершил оперу А.П. Бородина «Князь Игорь» (постановка в 1890).
Возглавлял общественную, издательскую и концертную деятельность Беляевского кружка. В качестве дирижера участвовал в «Русских симфонических концертах» (1885–1900), пропагандируя произведения русских классиков, творчество членов «Могучей кучки» и композиторов-современников: А.К. Глазунова, А.К. Лядова, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова и др. В этот период создал «Испанское каприччио» (1887), симфоническую сюиту «Шехеразада» (1888), увертюру «Светлый праздник» (1888), оперу-балет «Млада» (1889). Успешно выступал с «Русскими симфоническими концертами» в Париже (1889).
В последние годы жизни создал оперы «Сервилия» (1902), «Пан воевода» (1904), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907) и «Сказка о Золотом петушке» (1908).
Сведения предоставлены организацией МБУДО «Курагинская ДШИ» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.