Работа над подвижностью и гибкостью голоса
Подвижность голоса (беглость), то есть умение петь в быстром движении — необходимое качество профессионального певческого голоса. Колоратурная техника очень часто применяется в вокальных произведениях для передачи главным образом эмоций веселья, радости, бодрости. В эпоху bel canto во второй половине 17 века и в 18 веке сочинения западноевропейских композиторов почти исключительно строились на колоратуре, которая была обязательна для всех типов голосов. В 19 веке после Россини в западной музыке колоратура в чистом виде употребляется в основном в партиях высоких женских голосов. Отдельные элементы колоратуры встречаются во многих произведениях, написанных и в наше время.
Огромный романсовый репертуар также требует владения техникой беглости. Певец должен уметь петь в быстром движении все основные элементы, из которых складывается мелодия: гаммообразные последовательности, арпеджии, пассажи, интервалы вверх и вниз, украшения — форшлаги, группетто, морденты, трели.
Техникой беглости должны владеть все певцы независимо от типа голоса. В случае работы с начинающими вокалистами развитие беглости становится хорошим подспорьем в борьбе с наиболее часто встречающимися недостатками голоса.
Общеизвестный факт что, если предлагать ученику в основном упражнения в быстром движении, много работать над staccato, подбирать соответствующие вокализы и произведения, то голос будет развиваться в сторону легкого, близкого звучания, в нем появится гибкость, яркость, подвижность. Он никогда не перегрузится дыханием, не приобретет далекого, тусклого характера.
Практические упражнения по развитию подвижности голоса.
Упражнения в быстром движении — один из лучших методов борьбы с форсированием. В результате техники беглости мышцы гортани делаются более гибкими, эластичными, кроме того улучшается интонация. Беглость можно развить у любого ученика, хотя для одних овладение этой техникой представляет задачу достаточно простую, а для других — очень сложную. Есть голоса подвижные от природы, для них техника беглости легка, причем это качество не обязательно связано с характером голоса. Подвижность голоса несомненно является особой способностью и связана с деятельностью центральной нервной системы, с подвижностью нервных процессов, характеризующих данного ученика. Но систематическая тренировка поможет улучшить природные способности.
Беглость развивается главным образом на специально подобранных упражнениях и вокализах. Включать в работу несложные технические упражнения, я считаю целесообразным сразу, если ученик имеет более или менее точную интонацию.
Основной принцип освоения быстрого движения — постепенность в усложнении вокальных заданий, как в смысле самой фактуры упражнений, так и в отношении темпа исполнения.
Недопустимо чрезмерно быстрое пение упражнения, пока ученик ещё не освоил его в умеренном движении. Только после этого можно постепенно убыстрять темп. Неоправданно быстрое исполнение без достаточной подготовки к нему ведет к смазыванию нот, к « запеванию» их в неверной координации. В быстром темпе сначала следует освоить небольшие гаммы, арпеджированные ходы, форшлаги, группетто. Работа над упражнениями и вокализами в быстром движении — это своеобразная гимнастика для голосового аппарата, особенно для гортани. Под влиянием таких упражнений гортань становится более подвижной, эластичной, податливой к различным приспособлениям при смене движения и тембровых красок.
Упражнения для перегруженных и форсированных голосов.
К наиболее частым недостаткам голоса относятся его скованность, затяжелённость звука, перегруженность дыханием, зажатость. Техника беглости помогает избавиться от этих недостатков. Перегруженный голос неповоротлив и скован.
Беглость заставляет голосовой аппарат находить иной, более правильный режим работы. Если голос туго поддается развитию техники беглости, неспособен к быстрым движениям, — это служит сигналом для поисков более правильного для данного ученика звучания.
Форсированные голоса обычно трудно овладевают быстрым движением. Медленный темп, плавное пение позволяет форсировать звук. Быстрое движение не дает возможности долго задерживаться на одном звуке, и ученик, склонный к форсированию, не успевает развить на нем большую силу звучания. Та же необходимость быстрой смены нот не позволяет ученику чувствовать себя скованным или тяжелить звучание. Его внимание занято тем, чтобы успеть в нужном ритме пропеть нужное количество нот, и мышцы голосового аппарата настраиваются на выполнение этого задания, не успевая проявить порочных координаций, дающих зажатость или затяжелённость звука. Поэтому работа над упражнениями в быстром движении, если ими умеренно и разумно пользоваться, ведет к улучшению звукообразования.
Подвижность голоса как средство расширения диапазона.
В таких упражнениях проявляется еще одно интересное свойство голосового аппарата, которое можно назвать своеобразной физиологической инерцией. Каждый педагог знает, что верхние звуки, трудные при плавном движении, легче удаются, если сделать их проходящими: они как бы по инерции получаются такими же как и остальные, более низкие. В проходящем движении голос звучит одинаково ровно, даже на тех звуках, на которых в медленном движении он искажается. Это связано со свойством инертности нервной системы, которая сохраняет раз установленный тип деятельности и для которой переход к иному характеру работы связан с преодолением установившегося. Это свойство широко используют вокальные педагоги. Настроив ученика на какой-либо тип звучания или характер движения голоса, педагог переводит его на трудно удающиеся комбинации звуков, чередует «хорошие» и «плохие» звуки, рассчитывая на перенос нужного звучания вследствие инерции движений.
Развитие диапазона вверх, столь сложное для многих учеников, также проводится на упражнениях в быстром движении, поскольку в медленном темпе учение стремится создать дополнительные усилия, чтобы спеть эти звуки, и тем самым искажает верную работу голосового аппарата. В быстром движении голосовой аппарат приучается брать трудные звуки на короткое мгновение, но в верной координации, какая была достигнута на предыдущих звуках. Это качество инерции проявляется и в других случаях, например, при работе над переходными звуками, в выработке микстового звучания и т. п.
Работа над ровностью и точностью пассажей.
В работе над упражнениями в быстром движении всегда следует внимательно следить за интонационной точностью, четкостью атаки и выпеванием всех нот. Если они почему-либо выходят смазанными, то следует прежде всего проверить, достаточно ли они закреплены слухом и сознанием. Часто ученики ясно знают, с какого звука начинается пассаж и к какому приводит, но неточно представляют себе промежуточные звуки. Для проверки этого следует предложить пропеть пассаж медленно, выучить его сольфеджио или проиграть на фортепиано. Если в этом случае он не получается, нужно пропевать его в более медленном темпе на staccato или со слогами. Большую помощь в выработке ровности пассажей и гамм оказывают ритмические фигурации и акценты. Перемещая акценты или меняя ритм фигур, удается достигнуть ровности и четкости в быстром темпе.
Трель.
Одним из наиболее сложных видов техники беглости является трель. Она может быть природным качеством голоса, но может быть и выработана путем специальных упражнений. Технически трель выполняется колебанием всей гортани и напоминает расширенные вверх и вниз вибрато с акцентированием верхнего и нижнего звука. Хотя упражнения подготавливающие к трели, строятся на быстром чередовании двух звуков и на форшлагах, все же переход к самой трели делается легким толчком, приводящим гортань в колебательное состояние.
Трель в ещё большей степени, чем другие виды техники беглости, вырабатывает свободу гортани, делает ее упругой и эластичной. На трели хорошо тренируется и певческое дыхание. Трель плохо удается певцам с неверной координацией в работе голосового аппарата. У певцов с зажатой, скованной гортанью она не возможна, так как выполнение её связано со свободными ритмическими колебаниями всей гортани. Не удается она и при вялой работе гортани, когда голосовые складки плохо тренированны, не имеют достаточной активности. Когда гортань перегружена дыханием, звучание голоса «широкое» или форсированное, достигнуть хорошей трели также невозможно. Поэтому упражнения на трель весьма полезны для выработки верной динамики голоса и правильных для данного голоса ощущений в работе голосового аппарата. Они показаны для всех голосов, особенно тяжелых, низких, перегруженных, помогая выработке естественного, яркого звучания.
На определенном этапе развития подвижности голоса, кроме упражнений и вокализов, нужно включать в программу произведения, содержащие колоратурные элементы. Основу этого педагогического материала составляют произведения старинных композиторов. Произведения композиторов 17-18 вв. не допускают вольности исполнения, развивают у учеников чувство формы, логику и ясность музыкального мышления. Они обычно имеют ограниченный диапазон, невысокую тесситуру, написаны удобно, и инструментальны по своей природе. Голос должен работать как инструмент, поэтому многие приемы инструменталистов применимы и для подготовки вокальной партии. Как правило эти произведения исполняются на итальянском или латинском языках, с частым повторением одних и тех же слов и большими распевами. Это позволяет ученику легче сохранять верное звукообразование и звуковедение.
9
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.