Охрана детского певческого голоса

Событие завершилось
12+

Человеческий голос — самый тонкий и совершенный инструмент, но в то же время и самый хрупкий.

Наш век сопряжен с неспокойной экологической обстановкой, с преобладанием вредных и, к сожалению, общедоступных продуктов. Психо-эмоциональные нагрузки становятся неподъемными не только для взрослых, но и для детей. Все это негативным образом сказывается на качестве певческих голосов. По личным наблюдениям, за последние 10 лет многократно увеличилось число детей, имеющих с малых лет хронические заболевания голосового аппарата, и грубые дефекты речи. В такой неблагоприятной обстановке вопрос охраны певческих голосов стоит особенно остро.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.

Пение — процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, удерживанием вокальной позиции, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Наряду с большими голосовыми нагрузками следует избегать насильственного расширения диапазона голоса, особенно с малой тесситурой, что так же приводит к нарушению деятельности голосового аппарата.

В школьном возрасте голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием, так называемой, вокальной мышцы (голосовая мышца развивается у детей до 12 лет).

Важным условием охраны детского голоса является правильный и планомерный разогрев голосового аппарата при помощи распевок. Качественная распевка сохраняется несколько часов. Но и здесь надо соблюдать меру. Чрезмерное распевание утомляет связочный аппарат, от чего страдает качество звука на проводимой репетиции или концертном выступлении. Физическое напряжение в сочетании с эмоциональной перегрузкой (если это концерт) могут способствовать появлению микроразрывов на голосовой мышце, что может привести к потере голоса. Недостаточное распевание так же отрицательно сказывается на качестве исполнения.

Сами по себе голосовые связки издают очень слабый звук. Что бы звук качественно резонировал, необходимо правильно подавать воздух через голосовую щель. Дыхание — основа жизни и основа пения. Только при правильном дыхании основная сила звучания возникает не столько от работы голосовых мышц, сколько от резонаторных полостей, что значительно уменьшает риск возникновения травм связок.

И, конечно же, не стоит забывать, чтопродуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей — принесет не только эмоциональный, но и физический комфорт ученику.

Охрана детского голоса так же должна предусматривать некоторые ограничения в пище, поведении ученика и коррекции режима труда.

При пении мы делаем многократные глубокие вдохи. Вместе с воздухом в легкие попадают пыль и различные микрочастицы. Поэтому кабинет для вокально-хоровых занятий должен подвергаться ежедневной влажной уборке. Недопустимо, чтобы ученики или их преподаватель находились в классе в уличной обуви. Помещение нужно проветривать неоднократно в течение дня (при отсутствии учеников).

 Запрещается выступление вокалистов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С.

Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос еще «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна.

 Шум, громкие разговоры, форсированное пение расшатывают голос.

Нельзя петь на голодный желудок, так как для пения нужна энергия и опора дыхания. Но есть можно за час-полтора до пения. Следует помнить, что для переваривания пищи также необходима энергия, и эта энергия будет расходоваться не на занятия вокалом.

Из питания детей, занимающихся пением, а также тех, кто хочет сохранить здоровым ЖКТ, следует исключить: острые блюда, кислые блюда, газированные напитки, семечки, чипсы, слишком горячие или холодные блюда. Совершенно недопустимо, чтобы ученик курил (что нередко случается у мальчиков-подростков).

Следует помнить, что отрицательно действует на голос переутомление, поэтому необходимо соблюдать такой режим работы, при котором после занятия ученики имеют отдых для снятия напряжения.

При воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, рините, нарушениях в гайморовых пазухах воспалительного характера занятия проводить не рекомендуется, т. к. можно навредить здоровью ребенка.Пение даже при несильном кашле также должно быть исключено, потому что грудной резонатор не будет работать в полную силу, а вдох будет неглубоким. Тем более остаточный кашель может вызывать раздражение и першение в области глотки, что отрицательно сказывается на состоянии голосовой мышцы.

Что же делать с учеником, имеющим еще остаточные признаки болезни, но, по разрешению врача, посещающим школу? Ответ: заниматься слуховой работой, метроритмическими трудностями в изучаемых произведениях, сценическим движением и прочими задачами, не требующими нагрузки на связочный аппарат и резонаторные области.

Но тут может возникнуть еще один вопрос: о «пассивном пении». Известно, что вокалисты обладают развитым мышечным чувством и мышечной памятью в области голосовых связок. «У хорошо обученного певца тренировкаголосовых мышц и связанных с этим мышечных ощущений достигает порой такогосовершенства, что он оказывается способным беззвучно проинтонировать мелодию.» (Водопьянов А.И., Водопьянова А.И.) Поэтому вокалисты на время болезни отказываются не только от исполнения музыки, но и от ее прослушивания. Исключая тем самым перенапряжение нездорового аппарата рефлекторным сокращением голосовых мышц. Основоположник рефлекторной теории И.М. Сеченов говорит: «…человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, то есть ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон; он может даже мышцами, без помощи голоса, спеть, так сказать, для своего сознания, какую угодно знакомую песню».

Для выработки мышечной памяти голосовых связок требуются годы упорного труда. Современные дети более сложно воспринимают информацию; моторика, координация между слухом и голосом возникают с большим трудом, чем у детей, обучавшимися, скажем, 20-25 лет назад. Сейчас ученики могутвообразить себе услышанную мелодию, но почти всегда это не находит отклика в голосовых мышцах. Поэтому я не вижу особых препятствий для слуховых и метроритмических занятий с учеником, даже если он не совсем оправился после болезни. Конечно, мы должны помнить о тех редких талантах, которые учатся в школах искусств, и оберегать их голоса с особым трепетом.

Вопрос охраны детского голоса имеет еще одну щепетильную тему. Детский голос в мутационном периоде.

Основные принципы работы с детьми в мутационный период: не ускорять процесс развития гортани, не использовать репертуар взрослых певцов, не петь при хрипоте.

Мутация, как известно, явление физиологическое, обусловленное изменением функции гортани и всего организма в период полового созревания. Следовательно, мутация носит явно эндокринный характер и наблюдается в возрасте тринадцать-пятнадцать лет. У мальчиков голос становится более низким. У девочек период мутации намного короче. К тому же признаки мутации голоса не сильно выражены. Это связано с тем, что увеличение гортани у женщин происходит постепенно, а у мальчиков резким скачком.

К тому же у девочек к мутационному периоду чаще всего наступает и время первого менструального цикла, что еще больше усложняет вокальную работу. В период менструации возникает покраснение, воспаление гортани, что в синтезе с мутацией может привести к плачевным последствиям, вплоть до потери голоса.

Важным является вопрос: можно ли заниматься пением во время мутации? Ответ однозначный: да. Можно и нужно. С большой осторожностью, с индивидуальным подходом, с соблюдением правил гигиены голоса, с пониманием и моральной поддержкой. Конечно, в этот период речи быть не может о концертных выступлениях. Но щадящие занятия помогут правильному формированию взрослого певческого голоса. Там более подростку в переходном возрасте необходимы занятия музыкой, дающей чувство прекрасного, укрепляющей характер и повышающей самооценку.

Певческий голос — дар природы, нуждающийся в укреплении, направлении и бережном отношен

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна