Лекция, посвященная Асафу Михайловичу Мессереру

Событие завершилось
6+

Асаф Михайлович Мессерер (1903–1992) — солист Большого театра, балетмейстер, педагог, основоположник «московской школы» танца.


«…на свете нет лучшей радости, чем талант другого человека, ведь его дар — это дар нам»
Белла Ахмадулина

Жизненный и творческий путь Асафа Михайловича Мессерера интересен и поучителен. Он родился в Вильно (Вильнюс) 19 ноября 1903 года. В то время Литва была в составе Российской империи. Семья была многодетной, всех дочерей и сыновей его отец, Михаил Борисович, наделил библейскими именами. Он был начитанным человеком, знающим восемь языков. А его актёрские способности особенно проявлялись в моменты, когда он в лицах изображал разные истории. Эти способности отца к лицедейству унаследовали дети. Стоит ли удивляться, что большинство из них посвятили свою жизнь искусству. Раиса Мессерер, будущая мать великой балерины Майи Плисецкой, стала артисткой немого кино; Азарий Мессерер (Азарин) и Елизавета стали театральными актёрами; Суламифь Мессерер — знаменитой балериной, а Асаф Михайлович Мессерер — не только великолепным танцовщиком, но и не менее выдающимся балетмейстером и педагогом.

В своей книге воспоминаний «Танец, мысль, время», Асаф Михайлович подчёркивал огромное влияние, которое оказывал на него старший брат, Азарий. Это он приобщил к театру всю семью. Однажды, уже будучи юношей, он оказался на галёрке в Большом театре. В этот вечер публике был представлен балет «Коппелия», движения танцовщиков произвели на него ошеломляющее впечатление и это событие оказалось определяющим в выборе им профессии. Желание стать танцовщиком стало неотвратимым, и он решил поступить в хореографическое училище при Большом театре. Однако ему не повезло. В училище его не приняли, Асафу было уже 16 лет Выход, всё же, нашёлся: азы танцевального искусства он постигал в частной студии Михаила Мордкина. Уроки классического танца преподавали артистки балета Большого театра. Поначалу ему пришлось испытать довольно серьёзные трудности в освоении технических приёмов танца. Но уже через несколько месяцев он добился существенного прогресса. Обучение в студии было платным. Возникла необходимость зарабатывать деньги. Эта возможность у него появилась, когда ему удалось пройти по конкурсу и быть принятым в труппу Нового Театра, репертуар которого включал оперные, драматические произведения, балет. Его выступление привлекло внимание ещё молодого тогда Ю.Файера, дирижировавшего спектаклем. Поражённый высокой техникой юного танцовщика, Файер спросил, как долго он танцует. Ответ был быстрым и кратким: «Всего полгода». Его занятия танцами оставались тайной для родственников.Удивлению их не было предела, когда Азарий рассказал им, что видел брата, танцующим в «Виндзорских красавицах». Для родителей это известие оказалось неожиданным: они мечтали, чтобы их сын поступил в университет.


Тем временем в студию пришел преподавать А.А. Горский, замечательный и известный балетмейстер Большого театра. В профессиональной карьере Асафа Мессерера он сыграл немалую роль. Учитель настоятельно рекомендовал своему ученику поступить в училище с тем, чтобы продолжить в нём профессиональное образование. Асаф подал заявление и выдержал конкурсный экзамен. После зачисления, его определили в выпускной класс. Перед юношей стояла невероятно сложная задача — пройти восьмилетний курс обучения всего за год. Преподавание танцевального искусства велось в классах поддержки, характерного, классического танца. Асаф выдержал все трудности, заполненного до предела, учебного года. В мае 1921 года, сдав экзамены, он поступил в труппу Большого театра.


Асаф Мессерер начинал свою карьеру, как все новички, в кордебалете, он занимался каждый день, всё лучше овладевая техникой. Достичь желаемого ему удалось, наращивая число и частоту вращений, овладевая любым движением в обе стороны, совершенствованием разного рода прыжков, тройных туров в воздухе… стремлением добиться виртуозности исполнения танца. За сравнительно короткий срок им был достигнут определённый прогресс, не оставшийся незамеченным руководством. Поэтому в кордебалете он задержался ненадолго. Вскоре ему предложили заменить заболевшего солиста в «Коньке-Горбунке», поручив главную партию — «Океана». Затем последовало участие в балетах: «Лебединое озеро», «Раймонда», «Корсар», «Волшебное зеркало», «Тщетная предосторожность»…


Начатая так успешно в 1921 году работа Асафа Мессерера в Большом театре продолжалась вплоть до 1954 года, т. е. в течение 33-х лет. В эти годы он проявил себя великолепным танцовщиком, исполнившим все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов. Вместе со своей сестрой, Суламифь, часто гастролировал в странах Прибалтики, в Дании, Швеции, в Париже и Берлине. Он стал известным балетмейстером и замечательным педагогом. Как балетмейстер, он ставил балетные спектакли, танцы в операх, отдельные концертные номера. Ряд спектаклей были им поставлены в Варшаве, Будапеште, Софии… Работая в Брюсселе, вместе с женой, Ириной Тихомировой, создавал хореографическое училище. Ему удалось в балетной школе Бежара, в течение 8 месяцев, поставить 28 балетов! А.Мессерер гастролировал с труппой также в Мексике, США, Китае и других странах.


Как педагог он начинал в студии Драматического балета, продолжив свою педагогическую деятельность в вечерней студии Большого театра. В целом, 37 лет Асаф Михайлович отдал Московскому хореографическому училищу. С 1946 года вёл класс в Большом театре. Он, и его жена, давали уроки классического танца в Австралии, в Париже… Его талант педагога заключался в способности наилучшим образом научить солиста хореографической технике при непременном условии постоянного совершенствования её.
Что же ещё особенно важно подчеркнуть? Мессерер стремился раскрыть индивидуальность каждого своего ученика, выявить присущие ему грани таланта. Он создал собственную педагогическую систему, представив её в своей монографии «Уроки классического танца». Класс, который он вёл, оказался, по общему мнению, «легендарным и звёздным». Об этом свидетельствует длинный перечень известнейших имён. У него занимались Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Николай Фадеечев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Ирина Тихомирова, Людмила Семеняка, Юрий Жданов и многие другие. Собственно говоря, можно ли было ожидать другой творческой судьбы для этого человека, отдавшего всего себя совершенствованию и обновлению балетного искусства? Ильзе Лиепа говорила о нём как о человеке влюблённом в танец. Борис Мессерер, его сын, в своей книге «Слово о родителях», говоря о скромности отца, подчёркивал его невиданную целеустремлённость. И ещё он писал о нём: «поразительный талант складывался из его природной музыкальности и редких спортивных данных, которые он с детства в себе воспитывал». Белла Ахмадулина с глубочайшим уважением и любовью относилась к своему тестю. Она восхищалась им как человеком и профессионалом. Свои чувства к нему она выразила не только в предисловии, написанном ею к его книге «Танец, Мысль, Время», но и в стихотворении «Асафу Михайловичу Мессереру».


Выдающийся мастер танцевального искусства скончался 7 марта 1992 года. Ему был 88 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Асаф Михайлович Мессерер (Народный артист РСФСР и СССР, Заслуженный деятель искусств, дважды лауреат Сталинской премии, орденоносец) навсегда останется в истории не только российского, но и мирового балета. Он прошёл 70-летний творческий путь. В наследство потомкам им оставлены не только величайшие образцы сольного исполнения танца, но и собственную педагогическую систему, многочисленных талантливых учеников… И поэтому память о нём будет вечной.

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна