Концерт симфонической музыки
Бетховен — на все времена!
Большой симфонический концерт посвящен гениальной музыке Бетховена.
На сцене Большого концертного зала Пермской краевой филармонии выступит Московский государственный академический симфонический оркестр. Солист — лауреат международных конкурсов, пианист Александр Ключко. Дирижер — заслуженный артист Республики Северная Осетия — Алания Тимур Зангиев.
В программе концерта: Увертюра «Эгмонт», Концерт для фортепиано с оркестром № 5 и Симфония № 3.
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — величайший немецкий композитор, выдающееся явление в мировой музыкальной культуре. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена — это океан гениальной музыки с неисчерпаемо глубоким содержанием и проникновенной красотой. В его музыке соединились божественное вдохновение и запредельное мастерство, нежный лиризм и колоссальная воля, глубочайшая мысль и сокрушительная сила чувства.
Музыка Бетховена созвучна любому времени. В ней отображено то главное, что важно для каждой эпохи и для каждого народа: мужество, благородство, любовь и красота!
Увертюра «Эгмонт», созданная в 1810 году по одноименной трагедии Иоганна Вольфганга Гете, — ярчайший образец симфонизма Бетховена. Музыка Увертюры восхищает своей мощью, красотой и ясностью изложения.
Герой драмы Гете — реальная историческая личность, граф Эгмонт, живший в середине XVI века. Гете создал идеализированный образ молодого борца за свободу: храбрый полководец Эгмонт, возглавивший борьбу народа Нидерландов против испанского владычества, погибает, но народ завершает начатое им дело. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием.
Основу драмы Гете составляет борьба враждебных сил, им соответствуют музыкальные темы в сочинении Бетховена. Главной темой в увертюре является тема стремления к свободе. Увертюра «Эгмонт» — одночастное программное произведение. В форме сонатного аллегро композитор сумел показать основные моменты его драматического развития. Увертюра заканчивается большой кодой торжественного и ликующего характера, говорящего о победе народа.
Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор — жемчужина классической музыки. Самый грандиозный концерт Бетховена! Он захватывает и очаровывает музыкальной глубиной и фортепианной виртуозностью.
Концерт сочинялся в трудные годы наполеоновских войн. Бетховен стал свидетелем сдачи Вены в мае 1809 года. Композитор писал своему издателю: «Кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий…». Премьеру концерта пришлось надолго отложить. Она состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге. Концерт сразу же окрестили «Большим», а также «Императорским». Он действительно большой — по непривычному для того времени размеру, по масштабности содержания, по насыщенности музыки героическим тонусом, по небывалой оркестровой мощи, энергии и виртуозному размаху сольной партии.
Концерт безумно труден и требует высочайшего мастерства пианиста. Он считается одним из коронных произведений всей фортепианной литературы и может расцениваться как «Император» среди фортепианных концертов. Состоит из трех частей. В захватывающей 1-й части короткие затишья взрываются бурными пассажами рояля и громом всего оркестра. 2-я часть обезоруживает нежностью, мелодия неземной красоты льется божественным светом. Финал, в котором важную роль играют победные литавры, поражает энергией, эмоциональной порывистостью и виртуозным блеском.
Бетховен был страстно увлечен идеалами французской революции. Свою Третью «Героическую» симфонию он намеревался посвятить Наполеону, но отказался от этого, узнав, что тот провозгласил себя императором. Эта симфония была героической, в первую очередь, для самого Бетховена. Обреченный на неизбежную глухоту, он не хотел жить, но не сдался и продолжал писать музыку, как будто назло судьбе. По мнению музыковеда Пауля Беккера, в Третьей симфонии Бетховен соединил воедино «силу воли, величие смерти, творческую мощь и из этого сотворил поэму о всем великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку». Премьера состоялась в 1805 году в Вене. По словам П.И. Чайковского, в этой симфонии «впервые раскрылась вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».
Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) основан в 1943 году. В первые годы существования был известен исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра.
С 1989 по 2022 год художественным руководителем и главным дирижером оркестра был Павел Коган. Маэстро реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, приверженного высочайшим стандартам артистического мастерства, художественному подходу к формированию программ, имеющего широкий круг почитателей во всем мире. В составе МГАСО играют талантливые музыканты, лауреаты международных конкурсов, бережно хранящие традиции русской исполнительской школы. За годы своего существования коллектив объехал с концертами более 50 стран мира. В апреле 2023 года МГАСО масштабно отметил 80-летие рядом концертных программ.
За дирижерским пультом — заслуженный артист Республики Северная Осетия–Алания Тимур Зангиев. В 2017 он окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Геннадия Рождественского). Еще в годы учебы начал выступать с ведущими коллективами России — Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным академическим камерным оркестром России, оркестрами «Виртуозы Москвы» и «Новая Россия». С 2012 — дирижер Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. С 29 июня 2022 главный приглашенный дирижер Михайловского театра. В репертуаре дирижера более 40 оперных и балетных спектаклей и множество симфонических произведений. В марте 2022 года состоялся дебют Тимура Зангиева в театре Ла Скала в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Пианист Александр Ключко окончил Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Шопена (класс Сергея Арцибашева). В 2021 стал выпускником класса Рены Шерешевской в Ecole Normale De Musique в Париже. Продолжил обучение в Московской консерватории в классе профессора Павла Нерсесьяна. Победитель и лауреат престижных международных состязаний: 1 премия и Гран-при IV Международного конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion, 1 премия XX Международного конкурса пианистов Иль-де-Франс во Франции, 2 премия 65 Международного конкурса пианистов Марии Канальс в Испании, Золотая медаль Manhattan International Music Competition в США, 1 премия 1-го Международного конкурса пианистов имени С.В. Рахманинова в России. Его выступления проходили в лучших концертных залах России, Франции, Испании, Швейцарии, Дании. С 2022 года является Артистом Yamaha. Среди молодого поколения пианистов России Александр Ключко особенно выделяется гармоничным балансом разума и чувств — его игру отличают интеллектуальный подход к интерпретации музыки и яркая эмоциональность.
ПРОГРАММА
- Людвиг ван Бетховен — Увертюра «Эгмонт»
- Людвиг ван Бетховен — Концерт для фортепиано с оркестром № 5
- Людвиг ван Бетховен — Симфония № 3
Сведения предоставлены организацией МБУК «Чердынская централизованная библиотечная система» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.