Арт-пространство «Народные промыслы России» — Клинская елочная игрушка
Клинская елочная игрушка — народный художественный промысел по выпуску стеклянных елочных украшений в Клину Московской области. Традиция насчитывает более ста тридцати лет, клинский промысел елочных игрушек считается старейшим в стране. Современное производство сосредоточено на двух фабриках ОАО «Елочка» — в городе Высоковске и деревне Корост. В Клину работает музей местной елочной игрушки «Клинское подворье», насчитывающий двенадцать залов.
История клинского стеклодувного промысла началась в 1818 году, когда правнук сподвижника Петра I князь А.С. Меншиков узнал, что на территории полученного им по наследству от отца имения Александрово находятся крупные залежи песка, и в 1849 году открыл там стекольное производство по изготовлению колб для керосиновых ламп, посуды, бутылок, аптечного и цветного стекла. На заводе трудилось 176 опытных рабочих, пришедших с заводов Владимирской и Тверской губерний. Расцвет предприятия Меншикова пришелся на 1860–1870-е годы, когда на нем производилось до 1 млн 600 тыс. предметов сортовой посуды. Продукция завода успешно участвовала во всероссийских мануфактурных выставках в Москве и Петербурге. После смерти князя стеклодувная фабрика закрылась, но ее работники уже освоили тонкости технологии для того, чтобы наладить кустарное стеклодувное производство на дому и в мелких семейных мастерских, и поначалу это были женские украшения (дутые «камушные» бусы «крали», сережки и кокошники) и пуговицы.
Постепенно в течение первой половины XIX века в Россию пришла мода украшать рождественскую елку игрушками, и в Клину занялись производством сначала елочных стеклодувных бус длиной до четырех метров, за которыми последовали стеклянные шары, самоварчики и чайнички, фигурки животных и сказочных персонажей. Датой основания промысла клинской елочной игрушки считается 1887 год. После Октябрьской революции стеклодувы работали в кооперативных артелях. В 1929 году, после запрета Рождества Христова, клинские стеклодувы перешли на выпуск предметов термометрии и лабораторного химического оборудования. В 1936 году, когда правительство разрешило новогодние елки, было возрождено производство елочных игрушек в самом Клину и деревнях Корост, Некрасино и Гологузово, были освоены изделия с советской эмблематикой. В селе Воздвиженском открылось фабрично-заводское училище, стали складываться трудовые династии стеклодувов. Во время Великой Отечественной войны клинский промысел понес существенный ущерб, артельные дома были разрушены врагом. В 1970-е годы мелкие стекольные производства были объединены в фабрику «Елочка». В 1993 году было создано ОАО «Елочка», которое, как продолжатель народного промысла, отказалось от стеклодувных автоматов, придерживается традиционного способа выдувки и возвращает в производство забытые приемы.
Современное производство клинской елочной игрушки — круглогодичное и включает несколько стадий. В стеклодувном цеху стеклянным заготовкам-трубочкам придают форму будущего изделия, с газовыми горелками работают в основном женщины, каждая из 25 работниц стеклодувного цеха производит около трехсот шариков или сотню «верхушек» или до полутора сотен формовых игрушек. После выдувания прозрачные стеклянные игрушки подвергают металлизации алюминием, а затем покраске. После сушки цветные игрушки расписывают узорами и орнаментами с помощью акриловых и лаковых красок и блестящей цветной присыпки.
Сведения предоставлены организацией МАУ «Дворец культуры УМР» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.