«Способ и образ»

Событие завершилось

XIX век подарил любителям портретного жанра много возможностей для самовыражения, разнообразие техник и технологий. Проследить путь эволюции способов фиксации образов в XIX веке от акварельного портрета до раскрашенной фотографии можно на выставке «Способ и образ», которая подготовлена в сотрудничестве с Музеем «В.А. Тропинина и московских художников его времени».

Более 270 предметов, среди которых акварельные портреты, старинные фотографии, графика, павильонная фотокамера «Ф. Иохим и Ко» 1900–1910 гг., а также уникальный фотоальбом, где можно увидеть фотографии правящих монархов, семьи Тютчевых, четы Вяземских и других известных лиц, перенесут в атмосферу той эпохи. Выставку дополнят предметы мебели и декоративно-прикладного искусства из фондового собрания музея-заповедника «Остафьево».

В начале XIX века искусство акварельного портрета достигло совершенства. Утонченные интимные образы вошли в предметный ряд малых форм, окружавший аристократию того времени, составляя ансамбли в интерьерах гостиных, кабинетов, будуаров. Акварельные листы размещались в специальных папках, сопровождали владельцев в путешествиях, являя собой некий прообраз современных фотоальбомов.

В это же время особо полюбившиеся зрителю произведения живописи и графики активно тиражировались посредством эстампа, преимущественно в гравюре на металле и литографии. Большие тиражи позволяли значительно расширить зрительскую аудиторию. На выставке представлены гравюры с портретов литератора П. Свиньина, художника Ф. Кюнеля, президента Академии художеств А. Оленина и литографии со знаменитых портретов «Мюнхенских красавиц». К концу XIX века эстамп постепенно утратил свое лидерство и был вытеснен фотопечатью.

Погрешности выдержки и недостаточную контрастность фотоснимков помогали преодолеть художники: одни работали в фотоателье ретушерами, а также вручную раскрашивали фотографии акварелью, пастелью, цветными карандашами, другие, такие как А. Деньер, сами становились фотографами и искали новые средства выразительности.

Изобретение фотографии разделило мнения в мире искусства: одни были в восторге, считали ее бесценным инструментом, другие же полагали, что фотография отберет работу у художников. Время показало, что фотография стала еще одним надежным способом сохранения образов на века.

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный музей-заповедник «Остафьево» – «Русский Парнас» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна