Музыкальный ритм

Событие завершилось
12+

Музыкальный ритм.

В природе существует ритм стиха, ритм дыхания, ритм сердца. Чаще всего говорят о ритме как о чередовании каких — либо явлений во времени, организации процесса во времени. Обязательное условие ритма — наличие акцентов. Без акцентов нет ритма.

Ритм — один из центральных элементов музыки, обуславливающий закономерности в распределении звуков во времени.

Музыкальный ритм — это один из центральных элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Звуки во времени могут быть распределены как угодно.

Ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, образно-поэтическую сущность. Ритм имеет двигательно-моторную основу в своей природе.

Доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается двигательными реакциями (тактирование пальцами, ногой, головой и т. д.).

В образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Отсюда вывод: восприятие ритма никогда не бывает только слуховым.

На основе этих предпосылок были построены различные системы ритмовоспитания, включающие в себя: маршировку под музыку и различные движения под музыку. (Жак Далькроз — Система тренировочных упражнений, построенных на связи музыки с движениями).

Музыкальный ритм является одним из самых важных средств музыкальной выразительности. Он тесно взаимодействует с метром, поэтому есть выражение метроритм. Между ними должно быть различие. Вальс-мазурка.

Метр — это единица измерения времени, характеризующаяся чередованием сильных и слабых долей.

Размер — цифровое выражение метра.

Есть ритм механический и музыкальный. Музыкальный отличается тончайшими отклонениями, элементами агогики. В музыке ровный ритм, близкий к механическому, бывает в трех видах произведения:

  • Токката

  • Походный марш

  • Вечное движение

В остальных случаях музыка в ритмическом отношении очень гибка и изменчива.

Три главных структурных элемента, образующих чувство ритма:

  • Акцент

  • Темп

  • Соотношение длительностей во времени

В музыке встречается ровный ритм, близкий к механическому в следующих произведениях: походный марш, «Вечное движение», токката. В остальных случаях музыка в ритмическом отношении очень гибкая.

    1. Развитие чувства музыкального ритма.

Чувство ритма проявляется в умении ученика сохранить единый темп и сквозную ритмическую пульсацию при целостном исполнении произведения, т. е. играть в едином темпе.

Навыки, стимулирующие развитие ритма:

  • Восприятие и воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей.

  • Развитие ощущения чередования ударения.

  • Чувство соотношения длительностей

Средства и способы работы над ритмом:

  • Игра под метроном.

  • Использование арифметического счёта.

  • Подтекстовка словами.

  • Практический способ (выстукивание ритма без инструмента)

  • Дирижирование педагога на уроке.

  • Исполнение в ансамбле или оркестре.

  • Работа над полифониями.

  • Больше внимания нужно уделять сложным ритмическим местам и работать над ними отдельно.

  • Всегда добиваться свободной ритмической пульсации.

Для правильного развития чувства ритма необходимо знать наиболее типичные недочёты ритмики в игре ученика, уметь применять способы для их устранения.

  • При cresch ускорять и наоборот

  • Неумение возвращаться к первоначальному темпу

  • Неумение сопоставление темпов

  • Неумение найти темп без метронома

Ритм очень трудно поддаётся развитию, поэтому вопрос воспитания музыкального ритма должен быть под постоянным контролем.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна