Музыкальный ритм
Музыкальный ритм.
В природе существует ритм стиха, ритм дыхания, ритм сердца. Чаще всего говорят о ритме как о чередовании каких — либо явлений во времени, организации процесса во времени. Обязательное условие ритма — наличие акцентов. Без акцентов нет ритма.
Ритм — один из центральных элементов музыки, обуславливающий закономерности в распределении звуков во времени.
Музыкальный ритм — это один из центральных элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Звуки во времени могут быть распределены как угодно.
Ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, образно-поэтическую сущность. Ритм имеет двигательно-моторную основу в своей природе.
Доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается двигательными реакциями (тактирование пальцами, ногой, головой и т. д.).
В образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Отсюда вывод: восприятие ритма никогда не бывает только слуховым.
На основе этих предпосылок были построены различные системы ритмовоспитания, включающие в себя: маршировку под музыку и различные движения под музыку. (Жак Далькроз — Система тренировочных упражнений, построенных на связи музыки с движениями).
Музыкальный ритм является одним из самых важных средств музыкальной выразительности. Он тесно взаимодействует с метром, поэтому есть выражение метроритм. Между ними должно быть различие. Вальс-мазурка.
Метр — это единица измерения времени, характеризующаяся чередованием сильных и слабых долей.
Размер — цифровое выражение метра.
Есть ритм механический и музыкальный. Музыкальный отличается тончайшими отклонениями, элементами агогики. В музыке ровный ритм, близкий к механическому, бывает в трех видах произведения:
Токката
Походный марш
Вечное движение
В остальных случаях музыка в ритмическом отношении очень гибка и изменчива.
Три главных структурных элемента, образующих чувство ритма:
Акцент
Темп
Соотношение длительностей во времени
В музыке встречается ровный ритм, близкий к механическому в следующих произведениях: походный марш, «Вечное движение», токката. В остальных случаях музыка в ритмическом отношении очень гибкая.
Развитие чувства музыкального ритма.
Чувство ритма проявляется в умении ученика сохранить единый темп и сквозную ритмическую пульсацию при целостном исполнении произведения, т. е. играть в едином темпе.
Навыки, стимулирующие развитие ритма:
Восприятие и воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей.
Развитие ощущения чередования ударения.
Чувство соотношения длительностей
Средства и способы работы над ритмом:
Игра под метроном.
Использование арифметического счёта.
Подтекстовка словами.
Практический способ (выстукивание ритма без инструмента)
Дирижирование педагога на уроке.
Исполнение в ансамбле или оркестре.
Работа над полифониями.
Больше внимания нужно уделять сложным ритмическим местам и работать над ними отдельно.
Всегда добиваться свободной ритмической пульсации.
Для правильного развития чувства ритма необходимо знать наиболее типичные недочёты ритмики в игре ученика, уметь применять способы для их устранения.
При cresch ускорять и наоборот
Неумение возвращаться к первоначальному темпу
Неумение сопоставление темпов
Неумение найти темп без метронома
Ритм очень трудно поддаётся развитию, поэтому вопрос воспитания музыкального ритма должен быть под постоянным контролем.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.