Алексей Аркадьевич Токарев: «Мама сказала: «Иди на учителя физики», — совет пришёлся к месту».

Событие завершилось
6+

Добрый день! Сегодня Яранский краеведческий музей находится в гостях у средней школы №2. С нами беседует Алексей Аркадьевич Токарев, учитель физики. Алексей Аркадьевич, расскажите о себе. 

Я родом из Яранского района, учился в Никольской школе. Общий стаж работы физиком 40 лет — в этом году юбилей. Почему я заинтересовался физикой? В детстве, как и все, хотели быть космонавтами, кто-то пожарными, ещё кем-то, я хотел быть лётчиком-космонавтом. Когда пришло время выбора профессии, мама сказала: «Иди на учителя физики», — а я любил и физику, и математику, совет пришёлся к месту. В то время профессия учителя была очень уважаемая. Нисколько не жалею о своём выборе, так как занимаюсь любимым делом. 

Как Вы популяризуете физику? 

Для начала в предмет нужно вовлечь. Поэтому на первом уроке, когда начинаем знакомиться с физикой, я ребятам читаю свои стихи-загадки, вот например: 

Слово «Физика» в науке,

Ввёл ученый не для скуки.

Парадоксы для вопросов.

Поэт и гений… 

И ребята в рифму отвечают «Ломоносов».

О парадоксах, кстати, тоже есть интересная задачка для учеников 5 класса: «Что легче, один килограмм пуха или один килограмм железа?». Все, кто отвечают быстро — не думая, говорят: «Килограмм пуха легче» и оказываются правы, как бы это ни было странно. Объяснение простое — килограмм пуха легче, потому что выталкивающая сила со стороны воздуха на него действует сильнее, чем на килограмм железа, так как объём больше.

Кроме этого, провожу интересные опыты. Например, в до краёв наполненную водой бутылку, я бросаю обрезанные спичечные головки. Спичка деревянная и ожиданий не подводит — плавает сверху. Но как только мы очень плотно закрываем пальцем горлышко, оказывая давление на воду — спичечные головки тонут. Вот она — сила физики. Так интересно мы начинаем путь в изучение предмета.

Почему в школьной программе так мало уроков физики? 

Когда я учился у нас проводили пять уроков физики и один астрономии в неделю, математики тоже было много. Сейчас существуют разные стандарты — классы с базовым и углублённым изучением. Для первых — это два часа в неделю, для вторых пять. В нашей школе углублённое изучение физики было до 2019 года. Оно, определённо даёт свои результаты. Владимир Коновалов тогда набрал 94 балла на ЕГЭ, для нас это рекорд  — очень хороший результат.

Сейчас, за 2 часа в неделю мы стараемся твердо освоить базовые знания. Из приятного — немного физики сейчас присутствует в уроках естествознания, кроме того, вновь добавлена астрономия. Ребята с удовольствием занимаются этими предметами. 

Какие темы в физике и опыты более интересные для Вас? 

Я люблю оптику, линзы. Там дисперсия света, поляризация, интерференция. В оптике самые зрелищные опыты. Для Марка Твена, как он говорил, самым чудесным на свете были мыльные пузыри — красота, а это как раз с интерференцией связано.

Из тем, которые мне нравится рассказывать детям — это об учёных-физиках: Сергей Петрович Капица — был любимым учеником Резерфорда, а Эрнест Резерфорд был любимым учеником у Джозефа Томпсона, Лев Давыдович Ландау, Мария Склодовская-Кюри, у которой IQ был выше, чем у Эйнштейна, у которого он равнялся 160. Интересны, конечно, не только их изобретения, но и жизненный путь. Многие из известных учёных прошли удивительный жизненный путь.

Интересный факт, что среди десятки выдающихся учёных 19 века, восемь позиций из десяти занимают физики. 

«Точка роста» в кабинете физики средней школы №2 в Яранске. Что это такое? Зачем оно нужно? 

В рамках национального проекта «Образование» кабинеты получают оборудование для повышения качества образования. Приборы и комплектов достаточно точные. Они позволяют зрелищнее и нагляднее показывать проходимый по программе материал. Так же оборудование используется для проведения экзаменов. 

Если мы хорошо учили физику в школе, как поменяется наша жизнь? 

Зачем она нам нужна физика? Основная задача уроков физики в школе — это дать представление о том как устроен окружающий мир вокруг и как влияют его физические законы на нашу жизнь. Усвоивший уроки хорошо относится к жизни практичнее. Приведу простой бытовой пример: курица, охлаждаемая внутри холодильника, нагревает окружающее помещение на то же количество энергии, на которое её охладил холодильник, потому как холодильник не держит тепло в себе, а отдаёт его помещению, в которое поставлен. Вывод такой: если это возможно, то холодильник следует поставить в холодное помещение, которое должно быть тёплым, тогда мы и продукты охладим — и комнату будем нагревать. Таких примеров благоустройства можно привести множество. 

Каких авторов российских или зарубежных, Вы бы посоветовали тем, кто хочет расширить свои базовые знания в физике? 

Ричард Фейнман — американский учёный-популяризатор, Стивен Хокинг — физик-теоретик, который работал на должности Ньютона, предсказал чёрные дыры, Никола Тесла — физик из Югославии, Лев Давыдович Ландау — советский физик-теоретик, Вячеслав Всеволодович Мултановский, Павел Яковлевич Кантор, и выходец из Яранского района, доктор наук Юрий Аркадьевич Сауров. В целом, чтобы читать с интересом некоторые разделы физики, нужно довести свой уровень знаний в предмете до соответствующего, иначе будет скучно и не понятно. Начните с перечисленных — узнаете много полезного и интересного. 

Что нужно изменить в современном образовании, чтобы качественно освоивших предмет стало больше? 

С образованием точно делать ничего не нужно. Среди физиков много умных людей и они найдут нужные способы передать знания. Другое дело, что специалистов становится всё меньше. Нужно готовить больше учителей физики — кадры решают всё. 

Расскажите что-нибудь из интересного и необъяснимого в физике. 

Физика рванула вперёд на рубеже 19 и 20 веков. К тому времени уже казалось, что почти всё сняли, измерили и описали. Как вдруг обнаружили, что скорость света, не зависит от источника и приёмника. Тогда появилась теория относительности Эйнштейна. Потом обнаружили фотоэффект, дальше излучение абсолютно чёрного тела… И вот начали возникать совершенно новые разделы физики.

Всё ли объясняет физика в наше время? Практически всё, но есть ещё тайны. Например, существует теоретически рассчитанная «тёмная материя». Учёные на 100% уверены, что она есть, но вот до сих пор не обнаружили. А ещё более загадочная «тёмная энергия»  — галактики с огромной скоростью разбегаются против гравитации, и никто не знает, что за сила движет ими. Загадки ещё есть.

Как считаете, доберутся ли учёные до общего понимания мироустройства?

Конечно! Вероятно, не так уж далеко это время. С ростом мощностей компьютеров и их доступности уже сейчас огромную часть моделирования ситуаций, расчётов делают на них. Думаю, будущее теоретической физики за компьютерами — они будут делать открытия, а вот практическую часть уже реализуют сами учёные. Скорость познания мира растёт и загадки мира раскрываются прямо в наши дни.

У Вас есть хобби?

Первое — решать задачи, для меня это хобби и работа одновременно.

С детства увлечён шахматами. В студенческое время у меня было немало друзей-шахматистов первого разряда. В их компании я серьёзно поднял свой уровень и теперь могу играть примерно на уровне второго разряда.

Люблю животных, особенно собак, кошек тоже люблю, но собак больше. Каждый день пешком или на велосипеде гуляем с собакой, невзирая на погоду.

Пишу стихи с 2008 года. Иногда зачитываю их в подходящей обстановке своим ученикам или родственникам.

Рыбалку люблю, но здоровье последнее время не очень позволяет этим заниматься.

Несколько слов для наших читателей.

Я прочитаю из своих стихов.

 

Вы в школе многое узнали

Наступит расставанья час

В общении не всё познали

И если что, простите нас.

Вы дважды в воду не войдёте

В прошедший миг не попадёте

Не повернёте время вспять

Любви и счастья всем на «пять»

Любовь — таинство, Божий дар

Венец творенья всех начал

Слиянье душ, разлук печаль

Страстей стихии пылкий жар

Желаю счастья всем постичь

Успешно пик мечты достичь.

 

Мы были в гостях у средней школы №2 им. А. Жаркова. С нами беседовал учитель физики Алексей Аркадьевич Токарев. До новых встреч в следующих выпусках!

 

Беседовал Артём Ямщиков,

заведующий отделом научно-просветительной работы Яранского краеведческого музея.

Сведения предоставлены организацией МБУК «ЯКМ» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна