Выставка «Портрет Карла Фридриха, герцога Голштейн-Готторпского (1700-1739)»
Выставка завершает тематический цикл, приуроченный к 350-летию Петра Великого. Представленное полотно находится в Тверской областной картинной галерее издавна, но сейчас предстает перед нами в новом качестве — как вновь выявленный памятник искусства петровской эпохи и одна из разгаданных загадок собрания. Будучи, несомненно, копийным и относясь к известному иконографическому типу, этот портрет ценен особой ценностью. Он является живой иллюстрацией к драматическим, изобиловавшим случайными претендентами на вакантный престол событиям 1720-х гг. вокруг борьбы за наследие Петра.
Парадный портрет мужчины с регалиями, по совокупности указывающими на монархический статус и принадлежность к российскому императорскому дому, поступил в Галерею в 1937 г. Портретируемый представлен в горностаевой мантии, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, в русском гвардейском мундире и с жезлом полководца. Под его правой рукой — корона на постаменте. В условиях крайней ограниченности набора мужских персонажей в доме Романовых в XVIII в. изображенный был принят за Петра III, который, хотя и не был на него похож, соответствовал большинству названных статусных характеристик.
Ныне установлено, что на портрете изображен не Петр III, а его отец — герцог Карл Фридрих Голштейн-Готторпский (1700-1739). Герцогу довелось сыграть важную роль в преодолении династического кризиса, постигшего Россию после смерти Петра Великого. В условиях пресечения рода Романовых по прямой линии значение приобретали побочные ветви. Период их жестокой конкуренции получил у историков название «эпохи дворцовых переворотов». Став мужем старшей дочери Петра Великого Анны, Карл Фридрих оказался в роли будущего отца потенциального наследника престола. Иконографический тип, к которому относится тверской портрет герцога, отражает реалии периода его наивысшего взлета в России. На Карле Андреевская лента, пожалованная ему в 1722 г. Его гвардейский мундир напоминает нам, что в 1726 г. Карл стал подполковником, то есть фактическим командиром Преображенского полка — главной опоры трона. В 1727 г. партия Карла потерпела поражение, и он навсегда покинул Россию. Однако именно через его сына Петра — внука Петра Великого — в конечном итоге была формально восстановлена династическая преемственность.
Портреты герцога Голштинского, как и он сам, не были популярны в России. Они присутствовали только в больших портретных галереях, ранних по времени формирования и политически отразивших своим составом период 1721–1727 гг., когда герцог был заметной фигурой в российских династических раскладах. Известно, например, о наличии портрета герцога Голштинского в собрании картин тверского архиерейского дома. Для одной из таких портретных галерей, видимо, и было выполнено изображение Карла Фридиха, представленное на выставке.
Телефон: (48-22) 34-62-43
Сведения предоставлены организацией ГБУК «Тверская областная картинная галерея» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.