Лекция из цикла «Музыка для всех» фортепианное творчество Л.В. Бетховена
Наследие фортепианной музыки Бетховена велико:
32 сонаты;
22 вариационных цикла (среди них — «32 вариации c-moll»);
багатели1, танцы, рондо;
множество мелких сочиненй.
Бетховен был блестящим пианистом-виртуозом, с неистощимой изобретательностью импровизировавший на любую тему. В концертных выступлениях Бетховена очень быстро обнаружили себя его могучая, исполинская натура, громадная эмоциональная сила выражения. Это был стиль уже не камерного салона, а большой концертной эстрады, где музыкант мог раскрывать не одни лишь лирические, но и монументальные, героические образы, к которым он страстно тяготел. Вскоре всё это отчётливо проявилось и в его композициях. Причём индивидуальность Бетховена раньше всего раскрылась именно в фортепианных сочинениях.Бетховен начал со скромного классицистского фортепианного стиля, ещё во многом связанного с искусством клавесинной игры, и закончил музыкой для современного рояля.
Новаторские приёмы бетховенского фортепианного стиля:
расширение до предела диапазона звучания, выявление тем самым неведомых до того выразительных средства крайних регистров. Отсюда — ощущение широкого воздушного пространства, достигаемое сопоставлением далёких регистров;
передвижение мелодии в низкие регистры;
использование массивных аккордов, насыщенной фактуры;
обогащение педальной техники.
Среди обширного фортепианного наследия Бетховена выделяются его 32 сонаты. Бетховенская соната стала похожа на симфонию для фортепиано. Если симфония для Бетховена была сферой монументальных замыслов и широкой «всечеловеческой» проблематики, то в сонатах композитор воссоздавал мир внутренних переживаний и чувств человека. По словам Б. Асафьева, «сонаты Бетховена — это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения».
Бетховен преломляет свои сонаты в духе разных жанровых традиций:
симфонии («Аппассионата»);
фантазии («Лунная»);
увертюры («Патетическая»).
В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую 3-хчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо, тем самым уподобляя сонату симфонии. Среди поздних сонат встречаются 2-хчастные.
Соната № 8, «Патетическая» (c-moll, 1798).
Название «Патетическая» дал сам Бетховен, очень точно определив основной тон, господствующий в музыке этого произведения. «Патетический» — в переводе с греч. — страстный, взволнованный, полный пафоса. Известны всего две сонаты, чьи названия принадлежат самому Бетховену: «Патетическая» и «Прощальная» (Es-dur, op. 81 а). Среди ранних сонат Бетховена (до 1802 г.) «Патетическая» — самая зрелая.
Соната № 14, «Лунная» (cis-moll, 1801).
Название «Лунная» дал современник Бетховена поэт Л. Рельштаб (на его стихи много песен написал Шуберт), т. к. музыка этой сонаты ассоциировалась с тишиной, таинственностью лунной ночи. Сам же Бетховен обозначил её «Sonata quasi una fantasia» (соната как бы фантазия), что оправдывало перестановку частей цикла:
I часть — Adagio, написанное в свободной форме;
II часть — Allegretto в прелюдийно-импровизационной манере;
III часть — Финал, в сонатной форме.
Своеобразие композиции сонаты обусловлено её поэтическим замыслом. Душевная драма, вызванные ею переходы состояний — от скорбной самопогружённости к бурной активности.
I часть (cis-moll) — скорбный монолог-размышление. Напоминает возвышенный хорал, траурный марш. По-видимомму, эта соната запечатлела настроения трагического одиночества, владевшие Бетховеном в пору крушения его любви к Джульетте Гвиччарди.
Нередко с её образом связывают II часть сонаты (Des-dur). Полное грациозных мотивов, игры света и тени, Allegretto резко отличается от I части и финала. По определению Ф. Листа, это «цветок между двумя безднами».
Финал сонаты — буря, всё сметающая на пути, бушующая стихия чувств. Финал «Лунной» сонаты предвосхищает «Аппассионату».
Соната № 21, «Аврора» (C-dur, 1804).
В этом сочинении открывается новый лик Бетховена, лалёкий от бурных страстей. Здесь всё дышит первозданной чистотой, сияет ослепительным светом. Недаром её назвали «Аврора» (в древнеримской мифологии — богиня утренней зари, то же, что и Эос в древнегреч.). «Белая соната» — именует её Ромен Роллан. Образы природы предстают здесь во всём своём великолепии.
I часть — монументальная, соответствует представлению о царственной картине солнечного восхода.
II часть Р. Роллан обозначает как «состояние бетховенской души среди мирных полей».
Финал — восторг от несказанной красоты окружающего мира.
Соната № 23, «Аппассионата» (f-moll, 1805).
Название «Аппассионата» (страстная) принадлежит не Бетховену, оно придумано гамбургским издателем Кранцем. Неистовство чувств, бушующий поток мыслей и страстей поистине титанической силы, воплощены здесь в классически ясные, совершенные формы (страсти сдерживаются железной волей). Р. Роллан определяет «Аппассионату» как «пламенный поток в гранитном руле». Когда ученик Бетховена, Шиндлер, спросил своего учителя о содержании этой сонаты, Бетховен ответил: «Прочтите «Бурю» Шекспира». Но у Бетховена своя трактовка шекспировского сочинения: у него титаническое единоборство человека с природой приобретает ярко выраженную социальную окраску (борьба с тиранией и насилием).
«Аппассионата» — любимое произведение В. Ленина: «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!».
Завершается соната трагически, но при этом обретается смысл жизни. «Аппассионата» становится первой бетховенской «оптимистической трагедией». Появление в коде финала нового образа (эпизод в ритме тяжеловесного массового танца), обладающего у Бетховена значением символа, создаёт небывалый по яркости контраст надежды, порыва к свету и мрачного отчаяния.
Одна из характерных черт «Аппассионаты» — её необычайная динамичность, раздвинувшая до колоссальных размеров её масштабы. Разрастание формы сонатного allegro происходит за счёт разработочности, проникающей во все разделы формы, в т. ч. и экспозицию. Сама разработка разрастается до гигантских размеров и без всякой цезуры переходит в репризу. Кода же превращается во вторую разработку, где достигается кульминация всей части.
Сонаты, возникшие после «Аппассионаты», обозначили перелом, знаменующий поворот к новому — позднему стилю Бетховена, во многих отношениях предвосхитивший сочинения композиторов-романтиков XIX века.
Сведения предоставлены организацией МУДО «Ногинская детская школа искусств» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.