Николай и Ксения Мертвищевы: «Даже мы, будучи реконструкторами, пытаясь заниматься эпохой, всё равно остаемся людьми 20-21 века».
Сегодня
гости Яранского краеведческого музея — реконструкторы раннего средневековья
Николай и Ксения Мертвищевы. Николай, Ксения, я большой любитель книг про средневековье.
Как вы считаете, истории художественных книг, красивые картинки оттуда, сильно
отличаются от существующей в то время реальности? Хотели бы вы жить в то время?
Николай: Добрый день!
Рады, что состоялась эта встреча и у нас есть возможность рассказать о чём-то
интересном. Начать нужно с того, что у людей тысячу лет назад были очень
специфические представления о гигиене. Сейчас жалуются на загазованность и
мусор вокруг… Раньше у каждого была лошадка, несколько коров, овцы, свиньи и все
они производили навоз. Не было никакой центральной канализации и всё это,
конечно пахло. В лучшем случае всё это складывали в выгребные ямы, в больших
городах могли быть дренажные системы, но это тоже пахло. В
водоёмы стоки несут всё что смыло во время дождя и тут появляется ещё одна
проблема — болезни и отсутствие понимания как их лечить. Именно поэтому в
средневековье для питья воде могли предпочесть алкоголь, потому как от воды иногда
начинались неприятные вещи с желудком и люди, особенно дети, умирали от диареи
и других болезней. Высокая смертность — ещё одна проблема прошлого. Художественные
книги пишутся для приятного чтения и акценты расставлены именно на красивых или
приятных моментах, кроме того, реальность может быть сильно приукрашена, а
автор вообще иметь очень общие знания о времени, про которое пишет. Задача
художественных книг, развлекать людей в контексте той эпохи, а не давать
глубокие знания. Даже
мы, будучи реконструкторами, пытаясь заниматься эпохой, всё равно остаемся
людьми 20-21 века. Мы экстраполируем свою современную жизнь, как мы к ней относимся,
как мы относимся друг к другу в своих занятиях. Сложно себе представить, чтобы
в то время женщины имели такой же значимый вес в обществе, как сейчас, например.
Художественные книги хороши, чтобы погрузиться в эпоху и развить свой интерес к
этому времени. Мне бы не хотелось жить в то время. В
чем смысл реконструкции? Для чего вы переодеваетесь и живёте этой жизнью? Николай: Для меня всё
началось с исторических книг. Интересовали три эпохи. Древняя Русь, например «Русский
щит» — книга об осаде Белгорода, печенегами, потом появилось славянское фэнтези
Семёновой, «Волкодав», «Мы славяне». Две
другие эпохи, это было Петровское время благодаря Алексею Толстому, его книге «Пётр
I» и Русско-Японская война, это «Цусима», Алексея Новикова-Прибоя и Порт-Артур
Александра Степанова. А
уже окончательно в реконструкцию мы с Ксенией «залезли», когда появился
компьютер, интернет и автомобиль в 2009 году. Я узнал, что, вроде бы в Козьмодемьянском
районе будет проходить фестиваль исторической реконструкции. Мне уже чуть-чуть было
известно кто такие реконструкторы и чем занимаются, но хотелось посмотреть. Туда
можно было приехать туристом, поставить палатку, пожить. Взяли с собой своих друзей
и поехали. Ночь
или две провели там. Посмотрели, как ребята друг друга бьют, катаются на лошадях.
Место там живописное, в седьмом, кажется, веке было городище, оно чуть-чуть археологизировано.
Там пытались сделать что-то вроде туристического комплекса, не знаю, получилось
в итоге довести идею до конца или нет. На тот момент были: частокол, землянка и
ворота. В общем, нам стало интересно. В
Яранск, на одну из «Ночей в музее», приехал Женя Фокин из клуба исторической
реконструкции «Волжский путь» города Йошкар-Олы. Их было двое или трое, привезли
оружие, доспехи, рассказывали и показывали, предложили желающим присоединиться.
С 2010 года мы являемся небольшим Яранским филиалом клуба исторической
реконструкции «Волжский путь», который базируется Йошкар-Оле, в Царевококшайском
кремле. А
для чего реконструкция. Она разная для разных групп людей, то есть интересы у
них разные. Некоторые приходят туда за «спортом». Война, бои, это
экстремальный, но спорт. К примеру те, кто занимаются историческим средневековым
боем, они одевают полные латные доспехи (становятся похожи на то, что мы
представляем себе говоря «рыцарь») и лупят друг друга до тех пор, пока человек
не упадет, то есть до полной победы. Конечно, они учатся бою и «лупят друг
друга» в кавычках. Часть
приходит из любопытства. Вроде: «Мне интересно посмотреть, ощутить, пожить в
палатках в поле, готовить еду на костре, походить в одежде без карманов».
Оказывается, это величайшее изобретение человечества «карманы» — их очень не
хватает. И
есть люди, которые занимаются этим для науки. Они получили какое-то
историческое образование и теперь свои теоретические знания пробуют на практике
— ставят эксперименты. То есть им интересно всё: бой, оружие, ремёсла, образ
жизни в походе и дома… Для
нас это в первую очередь интерес попробовать новое, но также применить свои
знания на практике. Я
бы добавил ещё и коммерческая сторону. Есть люди, которые занимаются обеспечению
всего этого движения. Николай: О, безусловно! В
основном такие люди живут в городах покрупнее. Они обеспечивают украшениями,
доспехами, оружием, вещами быта, абсолютно всем. Их потребители это: музеи,
индустрия кино и реконструкторы. Каждой из этой групп нужны красивые вещи.
Потому что, конечно, посмотреть на выкопанную кольчугу интересно, но в
зрелищности она проигрывает новой, блестящей, отполированной. Чтобы создать
яркий образ времени нужны вещи, изготовленные сейчас, но очень в исполнении очень
похожие на вещи прошлого. Для
чего всё это нужно в реальной жизни? Что вынесли полезного? Николай: Общение и
друзья. У нас много друзей по России. В первую очередь, это Поволжье (Казань,
Ульяновск, Самара, Чебоксары, Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Набережные Челны…). Меч,
конечно, я себе не скую и много из того, что люди делали раньше повторить не
смогу, но это всё равно развивает кругозор. Что
вынесла для себя Ксения? Сможешь что-то приготовить из блюд прошлого? Открыла
бы харчевню в Яранске? Ксения: Приготовить
смогу. А вот харчевню в Яранске я бы не стала открывать. То, что мы готовим на
фестивалях, это не всегда вкусно. Есть различные рецепты, которые до нас дошли,
к нашему времени в той или иной степени видоизменившись, но они есть. Мы с девочками
время от времени готовим на фестивалях, а наши мужчины это едят, улыбаются, но
это не сильно вкусно. Связано это с тем, что ели тогда часто овощи и каши, да
ещё с небольшим количеством специй. Кроме того, нужно понимать, что-то, что мы
готовим — полевая кухня, дома в печи готовили другие блюда, да и вкусовые
пристрастия людей с того времени сильно изменились. Вот
в «Повести временных лет» описано, что князь Святослав «…В походах же не
возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину,
или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел, не имел он и шатра, спал
у костра с седлом в голове; такими же были и все прочие его воины». То есть мы
смеёмся, что вот у нас есть источник на шашлык — мелко нарезанное мясо, испечённое
на костре и что можно спать просто в поле, а люди так жили. Из
вкусного, скандинавский молочный суп с рыбой. Вроде бы странное сочетание, но
вкусно. Расскажите
про эпохи реконструкции. Николай: Мы
реконструируем «Эпоху раннего средневековья», её ещё называют «Эпохой викингов».
Это 8-11 века. Она началась с нападения викингов на монастырь Святого Кутберта
на острове Линдинсфарн в Англии, это случилось в конце 8 века. А закончилась
эпоха, когда в Англии в битве при Стэмфорд Бридже войска Гарольда Годвинсона,
английского короля скандинавского происхождения, разбили войска Харальда
Хардрада, который пробовал завоевать Англию, но потерпел поражение и погиб, а
через месяц, в 1066 году, войска победителя Гарольда Годвинсона, были разбиты
уже Вильгельмом Завоевателем (Нормандское герцогство). Тогда войска переплыли
Ла-Манш и завоевали Англию. Это было последнее завоевание Британии уже нормандцами.
Такие границы у «Эпохи викингов» или «Раннего средневековья». Именно
этой эпохой занимается наибольшее количество людей, так как здесь самый низкий
порог вхождения, то есть дешевле всего собрать комплект и больше романтики —
викинги многим нравятся. Шлемов у них рогатых, конечно, не было, но, ореол
пиратов и корабельной жизни привлекает. Ксения: Прекрасных
мужчин в два метра ростом, как в фильмах, кстати, тоже не было — они были
низкими. Николай: Следующие по
количеству вовлечённых у нас в стране это стрельцы, 16-17 века. Потом Вторая
мировая война. Дальше уже очень небольшое количество энтузиастов: Древняя Греция,
Рим, скифы, Древний Египет, Вьетнамская война, Каменный век, война 1812 года.
Есть просто выдающиеся из общего ряда реконструкторы, например видел
реконструкцию средневекового японца. Ксения: Видели
реконструкцию средневекового еврея, тоже интересно получилось. Масштабы
реконструкции. Как много людей собирается? Николай: Мы будем
говорить именно за нашу эпоху, нам легче её оценить. Реконструкцией занимаются
в разных странах, на наши фестивали они тоже иногда приезжают. Из иностранцев
помню японца, видел поляков, немцев, французов, на фестивале в Татарстане
познакомился с ребятами из Болгарии. Самый
большой фестиваль проходит в Польше, в городе Волин, назовём его фестивалем
викингов, потому что большинство реконструируют их. У нас в России «Русборг». Он
проводится недалеко от города Елец Липецкой области. Там построен, самый
большой в Европе, да и в мире, наверное, макет круглой крепости эпохи викингов.
Он в процессе строительства, там уже: ров, вал, частокол, начали внутри
строения возводить. Из
фестивалей, которые уже не проходят, самый большой, на котором мы были, в
Москве, в Коломенском фестиваль «Времена эпохи». Там было около 2500участников.
Бойцов вышло, наверное, около 700. Это очень много. Если
думать о далёком прошлом, то и 20 воинов много. Ксения: Нужно помнить,
что этот человек кроме службы ничем не занят, потому его нужно кормить,
одевать, предоставить ему жильё, платить зарплату… Потому 20 человек — это
неплохая дружина, а фестивальчик на 50 человек, это две дружины встретились в
поле. Мы, современные люди, уже меряем масштабами Второй мировой войны, где использовались большие воинские соединения и нам сложно бывает поверить в такое. В
какой-то книге, была реплика: «…Рыцарь может отгонять два-три десятка крестьян-ополченцев,
не отвлекаясь от поиска достойного соперника…». Вооружённые профессиональные
воины были огромной силой. Николай: При определённом
везении, всадника могли сбить с лошади. В целом, да — сила огромная. Из
примеров, под город Висбю как-то пришли войска, а их встретило городское
ополчение, одев папины, дедушкины, прадедушкины доспехи и вышли в поле. Их
вырезали всех, даже не раздевая от доспехов и покидали в рвы. С оружием ещё
нужно уметь обращаться. Кто
учит приёмам боя? Николай: Большие клубы
могут иметь помещения для тренировок, то есть этим занимается клуб, например в
Нижнем Новгороде, в клубе «Шторм» так и происходит, да и у других так же.
Остальные тренируются сами по книгам и видео в сети или не тренируются вовсе. На
фестивале всё так же, как это было бы в то время? Николай: Разный уровень
фестивалей и клубов — разный уровень соответствия. Участники стараются
соответствовать эпохе, но в пределах разумного, мы так же едем на машине, а не
на лошадях, везём вещи в пакетах и сумках, но спим в палатках из шерсти или
парусины, используем деревянную и глиняную посуду… Большие
энтузиасты могут отправиться большой группой в поход в лес, например на лыжах
или осуществят сплав на лодках. Но всё-таки они будут иметь при себе средства
спасения, на случай если что-то пойдёт не так, как планировали. Чем
отличаются туристические и реконструкторские дни? Николай: Бывают
«фестивали-междусобойчики», которые проводятся реконструкторами для
реконструкторов, без туристов. Наш такой любимый фестиваль «Альтинг», его
проводят наши казанские друзья, клуб «Варяг» в конце августа — начале сентября.
Там туристов нет. Мы скидываемся на еду, чтобы была централизованная готовка и
на вывоз мусора. Там проводится всё, что смогли придумать: конкурсы, имитация
военных действий, поединки копейщиков, лучников, суличников… Всё, на что хватит
фантазии. Могут новое что-то придумать, например средневековый футбол какой-нибудь. Есть
фестивали коммерческие. Там доступ зрителя/туриста с начала и до конца. Реконструктор
в некотором смысле аниматор, хотя всё так же продолжает заниматься своим делом
и ему никто не мешает, но туристы всегда рядом. На таких фестивалях всегда есть
определённый набор зрелищных состязаний, вроде массовых боёв и проходят они по
графику. И
есть фестивали, которые с туристическими и закрытыми днями. Закрытые дни —
обычно это дни заезда и отъезда. Такие дни отличаются в основном только
отсутствием туристов, также в такие дни могут проводиться состязания, а финалы
состоятся в туристический день. Чем
занимаются парни, чем занимаются девушки на этих фестивалях? Ксения: В любом случае
фестиваль — это встреча друзей. Мы так же общаемся и проводим время. Во время
боёв носим мальчишкам воду, кормим, поим, помогаем одеться, раздеться, следим
за бытом. Все, кто занимаются какими-то ремёслами — занимаются ими. Хотя,
конечно, никого ни в чём не ограничивают. Парни — бой и хозяйство.
Можно
ли жить за счёт реконструкции? Николай: Можно. В
основном такие люди живут в больших городах, где спрос на их продукцию выше.
Конечно, современная почта и интернет решает трудности доставки и из любого
города теперь отправляют необходимые вещи. Наиболее пользующиеся спросом
мастера: оружейники, бронники, ювелиры, ткачи. После
наработки круга потребителей все они могут заниматься исключительно своим делом
и на это жить. Есть
ли какие-то качества, которые необходимы, чтобы стать реконструктором? Ксения: Любознательность
в первую очередь. Кому-то было интересно, и он стал изучать это, кто-то поехал
за компанию с друзьями — всё это любопытство. После
возвращения домой жизнь не кажется скучной? Ксения: Жизнь радуют
наличием душа, канализации, кремов и приятной кровати. Пожить в условиях
фестиваля интересно, но вряд ли хоть кто-то из реконструкторов мечтает прожить
так всю жизнь. Надышавшись свежим воздухом, приготовив еду на костре,
встретившись с друзьями мы возвращаемся домой и с нетерпением ждём следующих
встреч. Пара
слов, пожеланий для читателей. Николай: Начнём с
приглашения. Самый близкий к нашему городу фестиваль исторической реконструкции
«Наследие», который проводится в городе Йошкар-Ола, Царево-Кокшайском кремле в
конце мая. Там будет возможность посмотреть на средневековые сражения, поединки,
на людей в костюмах, на оружие и чуть-чуть прикоснуться к истории. А что
пожелать? Читайте хорошие книги. Ксения: Как педагог, присоединяюсь
— читайте хорошие книги и занимайтесь реконструкцией.
Сведения предоставлены организацией МБУК «ЯКМ» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.