Выставки

Выставка «Иллюстрации к роману «Евгений Онегин»»

Событие завершилось

Юбилею издания самого заветного произведения Пушкина посвящена выставка на царскосельской даче поэта, где в октябре 1831 года созданием «Письма Онегина к Татьяне» роман был завершен. На выставке из фондов музея представлены иллюстрации к ключевым сценам  романа, созданные художниками за целое столетие, от 1840-х до 1940-х годов.

 

В 1833 году в книжный магазин книгопродавца А.Ф. Смирдина на Невском проспекте поступил в продажу роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Это было первое появление в печати в одном томе произведения, уже изданного в предыдущие восемь лет отдельными главами.

 

Пушкин писал «Онегина» более семи лет. Это действительно «много, много дней». Так годами создавали свои гениальные творения Данте и Гете. «Евгений Онегин» стал любимой книжкой не одного поколения читателей. По сей день не устарело памятное из школьной программы определение В.Г. Белинского пушкинского романа как «энциклопедии русской жизни»: вышедшая на рубеже ХХ и ХХI веков «Онегинская энциклопедия» составила два больших тома, по объему в несколько раз превышающих сам роман.

 

Своими сюжетными ситуациями, мотивами, персонажами «Онегин» откликнулся у писателей разных эпох. Пушкинскую традицию «свободного романа» будут использовать Андрей Белый в романе «Петербург», В.В. Набоков в «Даре», А.Т. Твардовский в «Василии Теркине».

 

Центральный экспонат выставки — книжка-юбиляр с датой «1833» на титульном листе. Это издание поэт готовил к печати с начала 1833 года. Он включил в него «Отрывки из Путешествия Онегина», заканчивающиеся описанием ночной Одессы. Одесские строки стали своего рода вторым финалом романа.

 

Он написал несколько новых примечаний. Все 44 примечания разместил в конце последней, восьмой главы.

 

Эпиграф, отнесенный сначала к первой главе, в этом отдельном издании стал эпиграфом ко всему тексту. В таком виде 190 лет назад роман предстал перед читателем.

 

На выставке можно увидеть работы  художников середины ХIХ века П.А. Федотова и П.П. Соколова,  блистательных мастеров книжной графики первой половины ХХ века — лаконичного, строгого М.В. Добужинского и грациозного, ироничного Н.В. Кузьмина. Ясности пушкинских строф соответствуют изысканно-сдержанные силуэты В.В. Гельмерсена.

 

Уникальный экспонат выставки — карманные часы знаменитой французской фирмы Абрама Бреге (1747-1823), упомянутый в первой главе «недремлющий брегет» Онегина. Время, к ходу которого чутко прислушивался Пушкин, на глазах читателей творило живой и подвижный мир пушкинского романа –  мир великой русской поэзии.

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Всероссийский музей А. С. Пушкина» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна