Выставки

Выставка «Театр художников Ефимовых»

Событие завершилось
6+

В выставочном зале Оранжереи Тверского императорского дворца открыта выставка, посвящённая творчеству одних из основоположников кукольного театра в России — супружеской четы Ивана Семёновича Ефимова (1878-1959) и Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой (1877-1948). Основу выставки составляют экспонаты из собрания Мемориальной мастерской Ефимовых, хранителем которой является потомок художников Иван Илларионович Голицын. В экспозицию «Театра художников…» также входят произведения из собрания Тверской областной картинной галереи. Выставка раскрывает для зрителей творчество  И.С. Ефимова и Н.Я. Симонович-Ефимовой не только как первопроходцев кукольного и теневого театра, но и как выдающихся мастеров изобразительного искусства.

Многогранный талант художников проявился практически во всех жанрах изобразительного искусства, но наиболее выдающихся результатов Иван Семёнович достиг в анималистической скульптуре, а Нина Яковлевна — в офорте. Разносторонний гений художников помог им воплотить в жизнь их общую страсть — кукольный и теневой театр. Увлечение театральной деятельностью появилось у Н.Я. Симонович-Ефимовой довольно рано. Ещё в 90-х годах XIX века Нина Яковлевна устраивала в Домотканово домашние представления теневого и кукольного театра с куклами, привезёнными её сестрой Марией из Парижа. В годы Первой Мировой войны, уже будучи замужем за Иваном Семёновичем, Симонович-Ефимова вместе с супругом устраивала в Москве спектакли теневого театра, а также спектакли с возрождённой старой русской куклой-петрушкой. В первые послереволюционные годы Ефимовы поставили несколько кукольных спектаклей по басням И.А. Крылова, объехав с ними практически всю Центральную Россию. С каждым годом количество спектаклей и кукол к ним росло, увеличивалось число представлений в год.

В 1925 году Н.Я. Симонович-Ефимова написала монографию «Записки петрушечника», в которой поделилась опытом создания кукольных спектаклей и затронула тему роли художника в постановке. Книга была переведена на английский язык и получила признание за рубежом. Супружеской четой Ефимовых ставились кукольные представления не только для детей, но и для взрослой аудитории по произведениям Вильяма Шекспира, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и других. В 1935 году Нина Яковлевна получила Авторские свидетельства на изобретение театральной куклы и разборного станка для показа теней. В годы Великой Отечественной войны Ефимовы не прекратили театральной деятельности и выступали как в тылу, так и на фронте. В течение 25 лет своей театральной деятельности И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова дали около 1500 кукольных спектаклей. Очень трудно переоценить их колоссальный вклад в становление и развитие кукольного и теневого театра в России.

Один из постоянных действующих персонажей практически любого спектакля — весёлый и озорной Петрушка. Он обычно выступал в начале представления для того, чтобы зрители привыкли к размерам кукол, их движениям и речи. На выставке «Театр художников Ефимовых» Петрушка появляется в виде куклы, в качестве главного героя эскиза и книг. Для представления «Больной Петрушка» была изготовлена специальная кроватка, и она также сейчас находится в экспозиции. В 1930-е годы Н.Я. Симонович-Ефимовой был придуман танцевальный номер с Большим Петрушкой. С помощью скрепления носков туфель Петрушки и художницы «танцевальная пара» очень виртуозно кружилась по паркету. Фотографию этого выступления можно увидеть на выставке.

Очень важное место в репертуаре кукольного театра Ефимовых занимали басни Ивана Андреевича Крылова. Как мастеру анималистической скульптуры И.С. Ефимову очень точно удалось передать «звериный» образ. Перед основным действием басни с маленькими зрителями обычно вёл беседу сам Иван Андреевич. Эскиз его куклы, а также фотографии с его выступлением размещены в экспозиции выставки. Сами звери — мартышка, лиса, медведь, заяц — в «Театре художников Ефимовых» предстают перед зрителем в виде кукол, эскизов к ним, а также персонажей книги «Басни И.А. Крылова».

Ещё один классик русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин — также появляется в кукольном спектакле четы Ефимовых. Для представления «Под вечер осенью ненастной» были изготовлены кукла «Пушкин» и эскиз к ней, кукла «Дева», а также театральный реквизит «Изба» и «Месяц». Они вошли в качестве экспонатов на выставку.

Четой Ефимовых был усовершенствован механизм управления куклой во время её игры в спектакле. Руки кукол стали приводиться в движение при помощи тростей, которые крепились к их локтю или запястью. Этот механизм назвали тростевым управлением. Благодаря ему движения кукол стали более естественными и выразительными. Впервые такое управление было применено в спектакле «Макбет» по трагедии Вильяма Шекспира, рассчитанном на взрослую аудиторию. Связанные с постановкой фотографии, афишу, книгу можно увидеть на выставке.

Одной из любимых форм театрального представления для Ефимовых стал теневой театр. Можно догадаться, что главным действующим лицом в таком спектакле была тень объекта, падающая на экран от источника света. Тени в таком представлении могли быть статичными, а могли двигать одной или несколькими конечностями. Теневой театр был очень захватывающим представлением. Объекты, которые отбрасывали тень, обычно изготавливались из фанеры или папье-маше. Иногда частью теневого объекта могло стать даже тело человека. Примером такого синтеза стал спектакль «Смычка Эллады с ВХУТЕИНом», поставленный И.С. Ефимовым вместе со своими студентами. В нём Иван Семёнович играл роль минотавра: он надевал маску из папье-маше, хвост и ноги были выпилены из фанеры. При отбрасывании тени на экран он выглядел натуральным минотавром. Саму маску минотавра, а также несколько эскизов к спектаклю зритель может увидеть на выставке.

Выставка «Театр художников Ефимовых» включает в себя экспонаты, связанные не только с театральной деятельностью супругов. Ефимовы в первую очередь были выдающимися мастерами изобразительного искусства. Их неоспоримый художественный талант помогал им создавать шедевры искусства театрального. Живопись, графика, декоративная скульптура из собраний Мемориальной мастерской Ефимовых и Тверской областной картинной галереи раскрывают перед зрителями художественное мастерство супружеской четы Ивана Семёновича Ефимова и Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой.

Телефон: (48-22) 34-62-43

Сведения предоставлены организацией ГБУК «Тверская областная картинная галерея» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна