Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — последняя большая
эпическая опера Римского-Корсакова. Само ее длинное название адресует к
былинным сказаниям, к их неторопливому, поэтически образному слогу.
Думается, что главные слова в этом названии — «невидимый» и «дева».
В последние годы своей жизни, пришедшиеся на начало смутных времен
в России, композитор много размышлял о драматической судьбе родины и уже
предчувствовал новые испытания, которые ей предстояло пережить. Он
писал о «душных, тревожных состояниях», беспокоивших его, и грезил
о «невидимой», то есть призрачно-идеалистической, затерянной
в былинно-сказочном прошлом «девственной святой Руси». В философии этой
оперы (а к ней нужно относиться именно как к философскому труду) много
аллюзий и подтекстов. Сам сюжет ее мифологичен и в существе своем близок
к библейским притчам: это история о силе человеческой природы,
одухотворенной верой. Той силе, которая побеждает бесовскую «нежить»
(слова самого Римского-Корсакова) искренностью и истовостью веры. Не
случайно поэтому половину оперного действия занимают молитвы,
коллективные или потаенно-исповедальные. А весь интонационный строй
«Китежа» как бы всматривается вглубь, в исконные, сакральные первоосновы
«русского духа». В этот последний период своей жизни Римский-Корсаков
находился на вершине творческой зрелости, но постоянно занимался
обновлением своего музыкального языка. Он писал: «Я чувствую, что
вступаю в какой-то новый период и что овладеваю приемом, который у меня
до сих пор являлся как бы случайным…» Речь идет об особой манере
вокального письма, близкой к древним крестьянским распевам, свободным от
тисков западноевропейской классической гармонии. Именно в «Китеже»
результаты этих поисков достигли совершенного воплощения, как в больших
хоровых сценах, так и в монологах солистов.
Премьера оперы
состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре и прошла
с исключительным успехом, которому предшествовали полтора года
напряженных репетиций. Многие идеи шестидесятитрехлетнего композитора
даже молодому поколению артистов казались чересчур радикальными,
и однажды, уходя с очередной репетиции, Римский-Корсаков воскликнул:
«Ноги моей не будет в этом театре». Общий язык все же был найден,
композитор высоко оценил плоды нелегкого совместного труда.
Впоследствии
театр неоднократно обращался к «Китежу»: постановки последовали
в 1910-м, 1918-м, 1958-м, 1994-м, 2001 годах. Недавно Алексей Степанюк,
режиссер спектакля 1994 года, подготовил новую версию корсаковской
мистерии.
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.