Концерт Национального симфонического оркестра РБ «Чайковский, Скрябин»

Событие завершилось
6+

Концерт Национального симфонического оркестра РБ к 150-летию Александра Скрябина

В программе: П.И. Чайковский "Итальянское каприччио" и "Франческа да Римини", А. Скрябин Симфония № 2.

Дирижирует и рассказывает — главный дирижер НСО РБ, заслуженный артист РБ Дмитрий Крюков.

Итальянское каприччио Чайковского — пленительный образ Италии, ее народа, ее искусства, ее быта. Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости, где печаль и радость сплетаются между собой в одно пылкое и пластическое целое. В основе произведения шесть различных тем. Некоторые из них заимствованы композитором непосредственно из музыки итальянского города, другие сочинены самостоятельно. Одну из самых привлекательных сторон Каприччио составляет его оркестровка. Композитор с непревзойденным мастерством использовал здесь расширенный состав оркестра. Услышав Каприччио в оркестре, Чайковский справедливо признал его звучность «великолепной».

В основу фантазии «Франческа да Римини», написанной Чайковским немногим больше, чем за месяц, лег сюжет, увековеченный Данте в «Божественной комедии». Это подлинная история знатной красавицы Франчески, в 16 лет выданной отцом замуж за могущественного Джанчотто Малатеста. Брак был заключен без любви, а спустя какое-то время взаимное чувство вспыхнуло между Франческой и Паоло, младшим братом ее супруга. История закончилась трагически: молодые любовники пали от руки Джанчотто, их судьба стала одним из вечных сюжетов европейской культуры.
Фантазия Чайковского — пример программного симфонизма — одного из прогрессивных направлений музыкального искусства XIX века. Композитор предпослал партитуре собственное изложение сюжета таким, каким описал его Данте, и последовательно воплотил его в музыке: изображение безжалостного вихря, увлекающего души грешников, звучит в первой и третьей частях композиции, а ее середину составляют едва ли не самые проникновенные страницы в наследии Чайковского, известные как «рассказ Франчески».

В 2022 г. исполняется 150 лет со дня рождения великого русского композитора Александра Скрябина. Его музыка — отражение философских концепций Серебряного века, когда художники открывали новые духовные пространства. Композитор искренне считал, что искусство должно стать импульсом к преобразованию человека и Вселенной. Эта идея, выраженная в звуках и музыкальных символах, воплощена и в грандиозной Второй симфонии. Внутренний замысел этой симфонии — новый путь «от мрака к свету», через грозно бушующие стихии к утверждению силы и мощи человека, к радостным высотам духовного просветления — очень близок основной теме бетховенского симфонизма, героике борьбы.

Сведения предоставлены организацией МАУ «Концертно-театральное объединение» городского округа г. Кумертау и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна