Экспозиция «Рерихи и Америка. Пакт Рериха»
Идеи о необходимости разработки правовых документов, призванных защитить культурные ценности, зародились у Н.К. Рериха ещё в годы учёбы на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета и воплотилась в Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известный во всем мире как Пакт Рериха, подписанный 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне.
Осенью 1920 года семья Рерихов приехала в Соединённые Штаты. Н.К. Рерих организовал в Америке Школу объединённых искусств (Master School of United Arts), по примеру Рисовальной школы Общества поощрения художеств, которой он руководил в Петрограде. В апреле 1922 года в Чикаго по инициативе Н.К. Рериха создано объединение художников Cor Ardens («Пылающее сердце»), а в сентябре того же года в Нью-Йорке — международный художественный центр Corona Mundi («Венец Мира»). 17 ноября 1923 года в Нью-Йорке сотрудниками рериховских учреждений был основан Музей Николая Рериха.
В эти годы образованные Рерихом учреждения в Америке занимались продвижением идеи охранения культурных сокровищ во время войны и в мирное время, внеся на рассмотрение мирового сообщества договор, предложенный Н.К. Рерихом.
К Договору прилагался образец отличительного флага — Знамени Мира, символизирующее прошлое, настоящее и будущее в кругу Вечности, а также науку, искусство и религию в кругу культуры. А «культура должна быть охранена и оборонена», как писал Н.К. Рерих.
В экспозиции представлено Знамя Мира харбинского общества «Содружество» 1934 года. Шестидесятилетие Николая Рериха совпало с его экспедицией в Манчжурию в 1934–1935 годах, в ходе которой он посетил Харбин — центр русской эмиграции на Востоке. Художник развернул там большую общественную работу, стал духовным фокусом эмигрантской жизни. У Рерихов появилось в Харбине много последователей, были основаны Харбинский комитет Пакта Рериха, общество «Содружество».
После Второй мировой войны много русских вернулось из Китая в СССР. Так Знамя Мира харбинского общества попало в Хакасию, а оттуда в 2010 году было передано в дар Музею-институту семьи Рерихов.
Также в экспозиции представлена картина Святослава Рериха «Долина смерти», представляющая американский период творчества этого мастера.