Выставка «Русский акварельный портрет XIX века из собрания Московского музея-усадьбы Останкино»
Как самостоятельный жанр акварельный портрет появился в России в начале XIX в. благодаря иностранным мастерам. В их числе французские художники Ж.Б. Изабе и Ж.А. Беннер, а также выходец из Германии Л.Х. Брамсон, работы которых представляют членов российской императорской фамилии.
Вскоре появились русские мастера, работавшие в этом жанре. Самые известные — П.Ф. Соколов, В.И. Гау, портреты которых представляли высшие круги русской знати. Московский мастер А.И. Стрелковский в своих работах запечатлел представителей совсем другого слоя русского общества — московского купечества, дворянства среднего достатка, интеллигенции.
Почти не сохранилось сведений о таких мастерах, как М. Авдулин, А. Морозов, С.И. Судариков, Алексеев. Несмотря на это, их работы отличает высокое художественное качество и индивидуальный художественный язык. Акварельным портретом активно стали заниматься художники-любители, рисовавшие родных или друзей или же копировавшие портреты с работ художников-профессионалов. Большинство любителей не подписывали свои работы.
Конец широчайшей популярности акварельного портрета в России положило повсеместное распространение фотографии. Данная выставка — одна из редких возможностей увидеть уникальные произведения и оценить всю прелесть маленьких шедевров.