«Кристоф Глюк»

Событие завершилось
6+

Немецкий композитор. Драматург. Один из крупнейших представителей музыкального классицизма. С его именем связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии. Известен по произведениям «Милосердие Тита», «Исипила», «Китаянки», «Танец», «Оправданная невинность», «Триумф Камилло», «Антигон», «Король-пастух», «Мнимая рабыня», «Ариадна».

Кристоф Виллибальд фон Глюк родился 2 июля 1714 года в городе Эрасбах, Германия. С раннего возраста родители стали замечать у своего сына особенные музыкальные способности и интерес к освоению различного рода музыкальных инструментов. Отец оказался против подобного увлечения мальчика, так как в его помыслах первенец должен продолжать семейное дело.

Едва Кристоф подрос, отец стал привлекать его к своей работе, а когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители определили его в иезуитский колледж в чешском городе Хомутов. В учебном заведении Глюк осваивал латинский и греческий языки, а также изучал античную литературу, историю, математику, естествознание. Помимо основных предметов, с увлечением овладевал музыкальными инструментами: скрипкой, виолончелью, фортепиано, органом и, имея хороший голос, пел в хоре церкви. В колледже обучался более пяти лет и, несмотря на то, что родители с нетерпением ждали возвращение сына домой, юноша наперекор их воле решил продолжить свое образование.

В 1732 году Кристоф поступил в Пражский университет на факультет философии, и, лишившись из-за своего непослушания материальной поддержки родственников, зарабатывал себе на жизнь музицированием на скрипке и виолончели в составе бродячих ансамблей. Помимо этого Глюк служил певчим в хоре костела Святого Якуба, где познакомился с композитором Богуславом Черногорским, явившимся для Глюка учителем музыки, который познакомил юношу с основами композиции. В это время Кристоф начинает понемногу сочинять, а затем упорно совершенствовать свои композиторские знания, приобретенные от выдающегося маэстро.

В Праге прожил всего два года и после примирения с отцом представлен князю Филиппу фон Лобковицу. Знатный вельможа, по достоинству оценив музыкальный профессионализм Кристофа, сделал ему предложение, от которого юноша не мог отказаться. В 1736 году Глюк стал певчим в капелле и камер-музыкантом в венском дворце князя Лобковиц.

В жизни Кристофа начался новый период, который можно обозначить как начало его творческого пути. Несмотря на то, что австрийская столица всегда привлекала молодого человека, так как здесь царила особая музыкальная атмосфера, пребывание его в Вене оказалось не долгим. В один из вечеров во дворец князей Лобковиц приглашен итальянский магнат и меценат Антонио Мельци. Восхищенный талантом Глюка, граф предложил юноше поехать в Милан и занять должность камер-музыканта в его домашней капелле.

Князь Лобковиц, будучи настоящим ценителем искусства, не только согласился с этим намерением, но и поддержал его. Уже в 1937 году Кристоф в Милане приступил к исполнению обязанностей в своей новой должности. Время, проведенное в Италии оказалось для Глюка весьма плодотворным. Он познакомился, а затем и сдружился с видным итальянским композитором Джованни Саммартини, в течение четырех лет так результативно преподававшим Кристофу композицию, что к концу 1741 года музыкальное образование молодого человека можно было считать полностью завершенным.

Этот год в жизни Глюка стал очень важным еще и потому, что отмечен началом его композиторской карьеры. Именно тогда Кристоф написал свою первую оперу «Артаксеркс», премьера которой успешно прошла в миланском придворном театре «Реджио-Дукаль» и принесла молодому композитору признание, повлекшее за собой заказы на музыкальные спектакли от театров разных итальянских городов: Турина, Венеции, Кремоны и Милана.

У Кристофа началась активная композиторская жизнь. За четыре года написал десять опер, постановки которых имели успех и принесли ему признание искушенной итальянской публики. Известность Глюка росла с каждой новой премьерой и теперь ему начали поступать творческие предложения из других стран. Например, в 1745 году лорд Милдрон, управляющий итальянской оперой знаменитого Королевского театра «Хеймаркет», пригласил композитора посетить английскую столицу, чтобы и лондонская публика смогла познакомиться с произведениями маэстро, который приобрел в Италии большую популярность.

Эта поездка стала очень важной для Глюка, так как оказала значительное влияние на его дальнейшее творчество. Кристоф в Лондоне познакомился с Генделем, в то время являвшимся самым популярным оперным композитором, и впервые послушал его монументальные оратории, которые произвели на Глюка сильное впечатление. Согласно контракту с лондонским Королевским театром немецкий композитор предоставил на суд публики два пастиччо: «Падение гигантов» и «Артамена», однако оба спектакля большого успеха у английских меломанов не имели.

С 1752 года Глюк обосновался в Вене и занял должность концертмейстера, а затем капельмейстера при княжеском дворе. Самыми заметными его работами являются балет «Дон Жуан», над которым работал совместно с хореографом Гаспаро Анджолини, и опера «Орфей и Эвридика», которую можно назвать одной из лучших реформаторских опер Глюка.

Реформа Глюка явилась отражением просветительских идей. Накануне Великой французской революции перед театром встала ответственная задача не развлекать, а воспитывать слушателя. Однако, ни итальянская опера, ни французская «лирическая трагедия» с этой задачей не справлялись. Они, в основном, подчинялись аристократическим вкусам, что проявлялось в развлекательной трактовке героических сюжетов с их обязательной счастливой концовкой, и в неумеренном пристрастии к виртуозному пению, совершенно заслонившим содержание.

Наиболее передовые музыканты: Георг Гендель, Жан-Филипп Рамо пытались видоизменить облик традиционной оперы, однако частичных изменений было мало. Глюк стал первым композитором, который сумел создать оперное искусство, созвучное современной ему эпохе. В его творчестве мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, превратилась в подлинную музыкальную трагедию, наполненную сильными страстями и раскрывающую высокие идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию.

К осуществлению реформы Глюк подошел уже на пороге своего 50-летия: зрелым оперным мастером, имеющим большой опыт работы в различных европейских оперных театрах. Он прожил жизнь, в которой были и борьба за право стать музыкантом, и странствия, и многочисленные гастроли, которые обогащали запас музыкальных впечатлений композитора, помогли завязать интересные творческие контакты, ближе познакомиться с различными оперными школами.

Глюк много учился: сначала на философском факультете Пражского университета, потом у знаменитого чешского композитора Богуслава Черногорского, а в Италии у Джованни Саммартини. Кристоф проявил себя не только как композитор, но и как капельмейстер, режиссер-постановщик своих опер, музыкальный писатель. Признанием авторитета Глюка в музыкальном мире стало его награждение папским орденом Золотой шпоры. С тех пор за композитором укрепилось прозвище, с которым вошел в историю: «Кавалер Глюк».

В 1773 году Глюк принял приглашение от своей бывшей ученицы, юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты, ставшей в 1770 году королевой Франции и с удовольствием переехал в Париж. Композитор уповал на то, что его преобразования в оперном искусстве в большей степени будут оценены именно во французской столице, являющейся в то время центром передовой культуры.

Время, проведенное Глюком в Париже отмечается как период его наибольшей творческой активности. Уже в следующем 1774 году в театре, который сегодня именуется как «Гранд-Опера», с успехом прошла премьера написанной им в Париже оперы «Ифигения в Авлиде». Постановка вызвала бурную полемику в печати между сторонниками и противниками глюковской реформы и недоброжелатели даже вызвали из Италии Никколо Пиччинни, талантливого композитора олицетворяющего традиционную оперу.

Возникло противостояние, длившееся почти пять лет и закончившееся триумфальной победой Глюка. Премьера его оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 году прошла с ошеломляющим успехом. Однако в том же году состояние здоровья композитора резко ухудшилось, и по этой причине он вновь возвратился в Вену.

Кристоф Глюк умер 15 ноября 1787 года в Вене в результате инсульта. Первоначально композитора похоронили на церковном кладбище пригорода Матцлайнсдорф, однако в 1890 году его прах перенесли на Центральное кладбище Вены.


Сведения предоставлены организацией МБУ ДО Детская музыкальная школа Угличского муниципального района и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна