Выставка «Потаённая Россия»
Родовые усадьбы известных писателей с окружающими деревнями, музейные комплексы под открытым небом послужили вдохновением для создания серии фотокартин в жанре пикториализма, получившего распространение в России к концу XIX века.
Под сильным влиянием этого жанра находился Льюис Кэрролл, посвятивший фотографическому искусству двадцать четыре года жизни. Подобно тому, как сказочная Алиса следует в нору за Белым Кроликом, так и посетители выставки попадают в мир «Потаенной России», созданный Верой Ваховой. Окошечки крестьянских изб в деревне Бугрово (Пушкинские горы) и маковки Ростовского кремля, таинственные уголки усадеб в Михайловском, Тригорском и Петровском, музей-заповедник «Карабиха» и плёс на Волге — все это можно увидеть на фотографиях, представленных на выставке.
В работе над данной серией использовался фотообъектив — монокль Зитева. Особенностью съемки на монокль является «таинственное изображение таинственного». Фотограф запечатлевает пространство недоступное осязанию, где в преломлении света и воздуха простые вещи начинают жить своей особой жизнью. Изображение обретает объем, окружающий воздух становится как бы ощутимым, видимым. Картины природы, снятые моноклем, символичны, они дают пространство для воображения и домысливания, чем напоминают живопись импрессионистов.
В творчестве на первый план выступает субъективный взгляд художника: нам интересно не общее, а личное, подчас даже интимное переживание творцом современного мира и осознание своего места в нем. Для достижения метафоричности и некоей надбытийности изображения многие фотографы — как любители, так и профессионалы — обращаются к моноклю.