«Жюль Эмиль Фредерик Массне »

Событие завершилось
6+

Жюль Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в местечке Монто близ города Сент-Этьен (департамент Луара, Франция). Его отец, инженер по образованию, владел фабрикой сельскохозяйственных орудий, был дважды женат и имел восьмерых детей от первого брака и троих — от второго, в числе которых был Жюль. Мать будущего композитора любила природу и искусство, прекрасно рисовала и была хорошей пианисткой. От нее Массне унаследовал мечтательность и радушие, а от отца — упорство и организованность. 

В начале 1848 года Массне переехали в Париж, где вскоре разразилась революция. В тот же год начались систематические занятия Жюля музыкой. В 1853-м мальчик был принят в подготовительный класс Парижской консерватории, но был вынужден оставить учебу из-за болезни отца: семья перебралась из Парижа в Шамбери, Савойя. Жюль противился отъезду и однажды сбежал обратно. Полиция его вернула — он убежал вновь, на этот раз удачно.

Получив стипендию, Массне оказался в Риме, где его творчество получило новый импульс. К этому времени относятся его Первая сюита для оркестра (1864) и симфоническая сюита «Помпея» (1865). Молодой человек познакомился с Ференцем Листом и его ученицей — своей будущей невестой Констанцией Орри де Сент-Мари. Проехав по итальянским городам, Массне заглянул в Германию и Австро-Венгрию и вернулся в Париж в начале 1866 года. Французская столица была охвачена эпидемией холеры. Заболел и Массне, но, к счастью, несерьезно и быстро поправился. Вскоре он сочетался браком со своей возлюбленной

Весной 1868 года у Массне родилась дочь, и он познакомился с издателем и организатором концертов Жоржем Гартманом, который безгранично поверил в его талант, хотя творческая жизнь композитора в это время не была очевидно успешной. Во время войны 1870—1871 Массне поступил добровольцем в национальную гвардию. Этот период композитор воспринял как катастрофу для страны, многое из того, что он сочинял в те годы, осталось незавершенным.

1873-й стал годом роста популярности Массне. Во-первых, грандиозный успех снискала оратория-опера «Мария Магдалина», где в главной партии выступила Полина Виардо со сцены парижского «Одеона». Во-вторых, яркое впечатление о себе оставила его музыка к античной трагедии Леконта де Лиля «Эринии». В-третьих, всеобщее внимание привлекла увертюра к трагедии Расина «Федра». Когда в 1875 году скончался Жорж Бизе, Массне лишился друга, но в то же время превратился в виднейшую фигуру на французской оперной сцене. 

В 1878 году Жюль Массне вновь побывал в Италии: получил аудиенцию у Папы Льва XIII, был представлен королеве Маргарите, гостил у издателя Джулио Рикорди, покровителя Пуччини. Получил приглашение стать профессором контрапункта, фуги и композиции в Парижской консерватории. Был избран членом Института Франции (высшего научно-художественного учреждения, состоящего из пяти академий). 

Музыка Массне звучала и за пределами Франции: в Италии, Великобритании, России, Венгрии и т. Д Успехом у слушателей пользовались его произведения: маленький шедевр «Нарцисс» (на стихи Поля Коллена) для хора и солиста в сопровождении фортепиано (1877), цикл романсов «Любовная поэма» на слова Поля Робике, Шестая сюита для оркестра («Феерические сцены»), «Героический марш Сабади» — все 1879 года. Возвышение композитора продолжалось на государственном уровне: в 1880-м он получил, вдобавок к уже имевшимся у него красной ленточке и званию кавалера Ордена Почетного легиона, Орден Академических пальм

Реанимировать честолюбие композитора предстояло опере «Иродиада» по мотивам одноименной повести Флобера. Ее премьера состоялась в Брюсселе, в 1881 году, а в 1883-м она была исполнена в Гамбурге, где Массне сам дирижировал постановкой. 

Но подлинного расцвета талант композитора достиг в операх «Манон» и «Вертер». Работа над «Манон» (по мотивам романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево) началась в 1881 году, а была закончена в 1883-м. Премьера прошла в Опера- Комик в 1884-м. Успех оперы был необыкновенным. Здесь в полной мере высветились самые сильные стороны композиторского дара Массне. Прежде всего, тут царствовала любовь, нежная, мечтательная и восторженная. Были поводы волнующе сопоставить и столкнуть 21 любовь с религией, а также показать множество оттенков жанра — легкого, живого, подвижного. Наконец, сюжет призывал обратиться к милым сердцу Массне линиям и краскам изящных традиций XVIII века

Известность Массне продолжала расти. Как педагог консерватории он показал себя не только первоклассным профессионалом, способным успешно обучать всем сторонам техники музыкального искусства, но и вдохновителем, отнюдь не стремящимся лепить учеников по собственному образу и подобию. Шарль Кёклен приводил в пример афоризм, выразивший требовательный принцип искусства своего наставника: «Найти — это еще ничто. Выбрать — это все». 

В 1894 году в разных театрах состоялись премьеры трех заметных опер Массне: «Таис» (по одноименному роману Анатоля Франса), «Портрет Манон» и «Наваррка» (на основе новеллы Жюля Клареси «Сигарета»). А летом 1895 года, находясь в Ницце, композитор закончил «Золушку».

Ее премьера прошла 24 мая 1899 года в Опера-Комик. Подзаголовок («Сказка фей») указывал на особый жанр произведения. Либретто было сочинено Анри Кэном по сказке Шарля Перро. До конца года сочинение выдержало полсотни представлений.

В феврале 1896-го скончался Амбруаз Тома, возглавлявший Парижскую консерваторию, и Массне предложили заменить его на посту директора. Но композитор отказался: на это решение повлияла не только его дружба с Тома, но и усталость, накопившаяся за годы преподавания

Одна из финальных опер Массне — «Дон Кихот» — была написана композитором в 1909 году по желанию Федора Шаляпина и с расчетом на исполнение им заглавной партии. Премьера состоялась в 1910-м в Монте-Карло с огромным успехом.

В 1911 году на страницах Echo de Paris началась публикация отрывков из «Воспоминаний» Массне (отдельной книгой они вышли в 1912-м, после смерти композитора). Жюль Массне умер 13 августа 1912 года и был похоронен в Эгревиле. Некролог о нем Клод Дебюсси закончил такими словами: «Бывают судьбы единственные в своем роде. И судьба Массне — одна из таких».



Сведения предоставлены организацией МБУ ДО Детская музыкальная школа Угличского муниципального района и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна