А я вам скажу, что любовь отнюдь не самая сильная из страстей. Страх — вот сильнейшая страсть человека. Играйте страхом, если вы хотите испытать острейшее наслаждение в жизни.
Роберт Луис Стивенсон. Клуб самоубийц
Опера «Пиковая дама» — это захватывающий
музыкально-психологический триллер, отлитый по знаменитой троичной
формуле «тройка — семерка — туз», 3 — 7 — 1. Все три ее действия, все
семь ее картин пронизаны единой темой, мучившей Чайковского всю жизнь, —
темой абсолютного зла, являющего себя как фатум и всепобедительная
смерть. Герои оперы испытывают страх — и одновременно вызывают его друг у
друга: «Какой он страшный», — говорит о Германе престарелая Графиня,
которую, в свою очередь, картежник Чекалинский называет «страшилищем».
В либретто, написанном братом композитора Модестом по ироничной светской
повести Пушкина, слово «страшно» повторяется десятки раз. Вместе со
страхом глубокому художественному осмыслению подвергнуты сопряженные с
ним и созвучные ему категории: странность, страсть и страдание.
Пограничное расстройство Германа прогрессирует до стадии необратимого
безумия, личность распадается под действием маниакальной страсти, идеи
фикс, обсессивного желания узнать тайну карт, постичь закономерность
рока и тем самым переиграть его. Когда Герман и Графиня в оцепенении
смотрят друг на друга, вспоминается знаменитый афоризм Ницше про бездну,
в которую опасно всматриваться, ибо она тоже смотрит на тебя,
завораживает и уничтожает. От падения в бездну может спасти только
любовь: «Смерть, я не хочу тебя!» — отбивается Герман от своего
наваждения, втягивая сущего ангела, Лизу, в борьбу с внутренними
демонами. Но силы неравны, Лиза, как и Герман, идет по пути
саморазрушения, у нее тоже есть идея фикс — пожертвовать всю себя
возлюбленному, слиться с ним в сострадании («Печалюсь вашей я печалью и
плачу вашею слезой»), стать его супругой-рабой. На этом пути ее ничто не
остановит: «Кто б ни был ты, я все-таки твоя!» Гигантскую амплитуду
переживаний героев — от фрустрации до эйфории, от экстаза до отчаяния —
передает гениальная музыка, написанная, по признанию Чайковского, «с
самозабвением и наслаждением» всего за сорок четыре дня. «Пиковая
дама» — драматургически безукоризненная опера-симфония, сочетающая
позднеромантическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и
ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо.
Триумфальная мировая премьера предпоследней оперы Чайковского состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Ныне в театре идет спектакль Алексея Степанюка, поставленный в 2015 году на новой сцене. Он пронизан атмосферой призрачного и величественного северного города. Сценографические лейтмотивы обыгрывают хрестоматийные приметы Петербурга: колонны, скульптуры, гранитный шар. Со строгой графикой декораций контрастируют роскошные костюмы. Из пушкинского текста постановщики заимствовали наполеоновский мотив, представив Германа как человека с безудержными амбициями, гордеца «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Пытаясь компенсировать свое одиночество властью и богатством, Герман нарушает фундаментальный нравственный закон, сформулированный его современником, философом Кантом: всегда относиться к человеку как к цели, и никогда — как к средству. И все же последнее видение умирающего героя — не инфернальная Пиковая дама, а «небесное создание» — Лиза. Жизнь-игра окончена, и только проиграв всё, Герман обретает мир. Христина Батюшина
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.