Выставка «Древнее искусство горного массива «Оглахты»
Выставка — результат реализации грантового проекта, организованного при поддержке Русского географического общества и направленного на исследование, сохранение и популяризацию наскального искусства и объектов историко-культурного наследия горного массива Оглахты.
Основная цель выделения участка «Оглахты» заповедника «Хакасский» — сохранение культурно-исторического наследия Хакасии. Здесь находится одно из самых больших скоплений петроглифов Сибири, которые оставили представители 6 различных археологических культур древности. Разнообразие рисунков впечатляет: на каменных склонах и плитах из красного девонского песчаника можно встретить изображения диких и домашних животных, воинов, шаманов, сцены охоты и битв, религиозных и мистических символов, мифических существ, до сих пор живущих в хакасском эпосе.
Некоторая часть петроглифов находится на скалах, выходящих к Красноярскому водохранилищу. Несколько сотен рисунков были потеряны во время заполнения бассейна водохранилища, что-то размывается водой и разрушается во время ледохода.
Проблема исследования и сохранения оглахтинских петроглифов возникла еще в 60-е гг. ХХ в., когда научные экспедиции во время полевых работ копировали рисунки, описывали и даже выпиливали отдельные плоскости с наскальными рисунками. К сожалению, к началу 1990-х гг. внимание к этой территории у ученых практически исчезло. Процесс исследований возобновился лишь в последние 10 лет, когда горный массив стали регулярно исследовать ученые ХакНИИЯЛИ и Кемеровского государственного университета. В 2016 году Русское географического общество решило поддержать процесс изучения петроглифов и выделило грант на проведение исследовательских работ, направленных на сохранение исчезающих памятников.
В рамках реализации грантового проекта специалисты по изучению наскального искусства под руководством с. н. с музея-заповедника «Томская писаница» Елены Миклашевич провели уникальные по значению и объему работы. С помощью современных технологий были сделаны специальные силиконовые матрицы, повторяющие рельеф поверхности, при заливке формы можно получить практически точную копию наскального рисунка.
В результате было сделано 11 полноразмерных пластиковых копий петроглифов, находящихся в зоне затопления и имеющих, по мнению специалистов, наибольшее художественное и культурно-историческое значение. Эти копии стали основой экспозиции, которую можно увидеть будет в Хакасском музее.