Концерт «Из века двадцатого в век двадцать первый»
В исполнении Вятского камерного оркестра прозвучат: Музыка к балету Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет».
«Аполлон Мусагет» стал последним из балетов Стравинского, поставленным дягилевской труппой.
Премьера состоялась в парижском театре Сары Бернар 12 июня 1928 года в хореографии Дж. Баланчина, одного из самых знаменитых балетмейстеров XX века. Создавая «Аполлона Мусагета», он обратился к эпохе Людовика XIV и «Поэтическому искусству» Никола Буало, этой «защите» классицизма, предпринятой французским поэтом в 1674 г. Вдохновленный поэзией Буало, он создал строгую и лаконичную партитуру «музыкальных александрийских стихов» с рифмами и метром, подчиняющимися правилам стихосложения XVII века; аккомпанемент пиццикато в одной из вариаций проистекает также, он говорил, из русского александрийского стиха, подсказанного ему строфой Пушкина. Ушли пульсирующие ритмы ударных «Весны священной» и «Свадебки» — их заменили струнные, для которых был написан «Аполлон Мусагет». Когда Стравинский в 1928 г. сыграл эту музыку Баланчину, хореограф был потрясен. «Баланчин создал множество балетов для «Русского балета», преимущественно в той манере, которую выработал в Петрограде: задрапированные тела, эротические позы и акробатические или заостренные движения. Но в конце 20-х годов он пережил то, что впоследствии назвал словом «откровение», и полностью изменил свой курс. Это был балет «Аполлон Мусагет», источником откровения стал Стравинский.
Слушателям будут предложены произведения современных композиторов: Юрия Буцко — две пьесы из сюиты «Приглашение к вальсу» и Адажио для струнных — наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини.
Атмосферу концерта поддержит маримба — ударный музыкальный инструмент, появившийся в XX веке, родственник ксилофона, с характерным узнаваемым экзотичным звуком. Нечасто звучат произведения, где этому инструменту отводится ведущая роль. Перкуссионист Андрей Волосовский с Вятским камерным оркестром исполнит Концерт для маримбы и струнного оркестра (2005) Эммануэля Сежурне. Специально для этого концерта в Киров привезут большую маримбу.