Балет «Бахчисарайский фонтан»
Звездный час драмбалета ознаменовало появление в 1934 году
в Ленинградском театре, еще не носившем тогда имени С.М. Кирова,
спектакля «Бахчисарайский фонтан». В нем стремление приобщить
хореографию к темам высокой литературы и ратование нового советского
искусства за реалистичность выкристаллизовали новое направление развития
балета.
«Бахчисарайский фонтан» рождался в атмосфере творческих
дискуссий прогрессивной культурной элиты Ленинграда: профессора
консерватории, авторитетного композитора и музыковеда Бориса Асафьева,
определявшего в те годы художественную политику театра режиссера Сергея
Радлова, дирижера Евгения Мравинского, художника Валентины Ходасевич,
либреттиста Николая Волкова, критика Ивана Соллертинского. В эпицентре
художественно-театральной жизни оказался и 27-летний хореограф Ростислав
Захаров. Его, дебютанта в большой балетной форме, выпускника
режиссерского факультета Ленинградского института сценических искусств,
зарекомендовавшего себя постановками танцев в операх и пластики
в спектаклях радловского Молодого театра, пригласили стать автором
хореографии нового балета.
Вдохновленный недавно опубликованными
«Письмами о танце» Новерра со вступительной статьей Соллертинского
о действенности танца, молодой балетмейстер в новом спектакле стал
переносить на балетную сцену хорошо усвоенные уроки режиссуры драмы.
Танец подчас оставался на периферии внимания хореографа, балет рождался
не из танца, а из действия, умело разыгранных мизансцен. В резонанс
с предпочтениями постановщика вошел и актерский потенциал первых
исполнителей. Выразительность назначенных на главные партии Галины
Улановой и Константина Сергеева стала значительным вкладом в успех
постановки. Раз и навсегда выбранный в «Бахчисарайском фонтане»
творческий путь, постановка балетов-пьес, привел Захарова к признанию.
Литературоцентризм стал «главной песней» Захарова и мейнстримом
советского балета последующих двадцати лет. В поэтическую стихию
балетного искусства, оперирующего исключительно категорией настоящего
эмоционального (реального или нереального), вмещались бытовые
подробности прозы. Недосказанность пушкинской поэзии требовала
логических объяснений, и в «Бахчисарайском фонтане» появился новый
персонаж — Вацлав, возлюбленный Марии, был включен в сюжет, чтобы
подчеркнуть грань между миром, в котором была счастлива польская княжна
Мария, и миром ее татарской неволи. Захаров приучил артистов к актерской
работе над ролью, к неведомому им до того застольному периоду
с режиссерским разбором характеров, конфликтов. И не случайно об
исполнителях эпохи драмбалета нередко говорят: «Балерина — актриса,
танцовщик — актер». Воплотить на сцене характеры пушкинских героев и тем
самым заложить традиции актерской выразительности в советском балете
стало миссией поколения 1930-1940-х. А зрителя Захаров и его
единомышленники по воцарившемуся на советской сцене течению так
называемого драмбалета приучили к вопросу «О чем танцуют?» Желая быть
понятым, хореограф заставил зрителя думать и, порой, тем самым забыть
о красноречии ненагруженного словесным подстрочником танца. Ольга Макарова
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.