Опера «Любовный напиток»
«Любовный напиток» явился из-под пера 35-летнего Гаэтано Доницетти в
роскошном окружении таких шедевров, как «Анна Болейн» и «Лукреция
Борджа». Композитор находился на подъеме, слава его росла день ото дня и
уже преодолевала границы Италии.
Опера Доницетти имеет
подзаголовок: «веселая мелодрама». Слова эти великолепно передают дух
произведения. Оркестровая прелюдия рисует пасторальную идиллию,
нарушаемую внезапным вторжением неведомой роковой силы — естественно,
это шутка композитора. В «Любовном напитке» все счастливы от начала до
конца, за исключением тенора, но ведь тенорам и положено страдать. Тем
более что этому страданию быстро наступает конец. В настоящей идиллии
даже богатый дядюшка помирает исключительно вовремя, чтобы сделать
племянника богатым женихом. И вот в финале «чародей» Дулькамара,
наблюдая всеобщее и полное счастье, в своих собственных глазах вырастает
до благодетеля человечества. В сельской наивности — половина очарования
оперы. Только простак Неморино мог так твердо поверить в силу
волшебного напитка, а его любовь и вера превратили обычное бордо
в волшебный эликсир.
«Любовный напиток» — шедевр, в котором все на
месте и нет ничего лишнего. Персонажей всего пять, хоры лаконичны
(поскольку крестьяне, главным образом, активно и с готовностью
поддакивают героям), еще сохранились речитативы, по старинке
сопровождаемые фортепиано, но этих рудиментов осталось совсем немного.
Действие развивается стремительно. В мирную деревню является взвод
солдат, а немедленно вслед за ним — продавец чудодейственных эликсиров
Дулькамара (видимо, не только доктор, но и немножко колдун, поскольку
его появление отмечено фантастическими аккордами). Может быть, Доницетти
слегка рисковал, открывая оперу четырьмя (!) подряд каватинами
(выходными ариями). Один за другим публике рекомендуются все четверо
главных героев — Неморино, Адина, Белькоре и Дулькамара, — но
происходящее нимало не напоминает пресловутый «концерт в костюмах».
Каждая из каватин перерастает в ансамбль с хором, наполняясь сценическим
действием, а мелодическое вдохновение Доницетти в «Напитке» изливается
столь щедро, романтическое bel canto («прекрасное пение») столь
страстно, а колоратуры столь великолепны и экстатичны, что поток музыки
сливается с потоком действия и захватывает так, что забываешь о времени.
Затем же развитие идет непрерывным crescendo: дуэт, терцет, квартет
с хором…
Написанный с легким сердцем, «Любовный напиток» был
восторженно принят на премьере и быстро вошел в репертуар множества
театров мира. Сегодня он популярен по-прежнему — может быть потому, что
романтики оставили нам не так много комедий. Анна Булычёва
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.