Музыкальная драма Джузеппе Верди «Аттила» — настоящий исторический
блокбастер, сравнимый с грандиозными кинолентами ХХ века. Действие
происходит в 453 году, на сцене показана схватка варварских орд и
латинской цивилизации. Гуннам и остготам противостоят герои во главе с
неустрашимой римлянкой Одабеллой (по легенде, изложенной в Старшей Эдде,
спящий Аттила был убит одной из жен). Либреттист Темистокле Солера
бросил недописанную оперу на полпути и уехал в Мадрид с женой-певицей
Терезой Розмини. Этого ему Верди так и не простил. Либретто «Аттилы»
закончил Франческо Мария Пьяве, и 17 марта 1846 года опера была впервые
поставлена в Венеции, на сцене театра Ла Фениче. В 1865-м для Парижской
оперы Верди создал французскую редакцию, с балетными сценами.
Кошмарные
сны, призраки, пророчества и предзнаменования в равной степени
преследуют воина Аттилу и деву-воительницу Одабеллу. И разве может
романтическая опера обходиться без ужасных бурь, яда, заговора и
любовных терзаний? Но «Аттила» отнюдь не принадлежит к беспросветно
мрачным произведениям. История нашествия гуннов на Италию трактована с
патриотическим пафосом и спроецирована на современность. Ключевое слово
либретто — patria, «родина», и гибель варвара-завоевателя от руки
героини имеет целью внушить соотечественникам Верди надежды на скорое
освобождение отчизны.
Логика поступков в произведении временами
хромает (следствие работы двух либреттистов!), но это с лихвой
искупается накалом романтических страстей и широким дыханием. Верди
написал оперу в масштабных, почти ораториальных формах. В большинстве
номеров доминирует яркий, героический стиль, в очертаниях мелодий
угадывается изгиб лука, в оркестре слышен звон оружия. Страсть и пафос
сделали вокальные партии «Аттилы» столь сложными, что в этом отношении
опера не уступает «Набукко». На первом плане четыре главных героя
(сопрано, тенор, баритон и бас), по вокальной доблести — скорее
супергерои. Все они сходятся в финальном квартете, помимо этого каждый
исполняет большую героическую арию, включающую в себя речитатив,
каватину и кабалетту с участием других персонажей и хора. Некоторые из
таких арий занимают по целой картине оперы — вот она, нечеловеческая
музыка! Сопрано и тенор, сверх того, наделены трогательными романсами.
В
XIX веке в Петербурге пристально следили за творчеством Верди.
Превосходная итальянская труппа и не уступающая ей русская «по горячим
следам» исполняли его новые оперы. В 1840-х в Петербурге услышали
«Ломбардцев», «Эрнани» и «Двоих Фоскари», между 1850-м и 1861-м —
«Набукко», «Трубадура», «Травиату», «Сицилийскую вечерню», «Луизу
Миллер» и «Риголетто». Любовь отечественных меломанов к Верди
закономерно увенчалась заказом оперы «Сила судьбы», премьера которой
состоялась в 1862 году. В эпоху Направника в репертуар Мариинского
театра вошли «Аида» и «Отелло», в ХХ веке — «Дон Карлос», «Макбет»,
«Фальстаф»… Как ни странно, «Аттила» впервые прозвучал в России на
одесской сцене (еще в 1849 году), а в Петербурге был поставлен впервые
лишь в 2010-м — и стал десятой вердиевской оперой в репертуаре Валерия
Гергиева.
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.