Литературная дуэль: «Капитанская дочка» или «Форрест Гамп»
«На свете нет ничего омерзительнее межеумков», — эту цитату положительного персонажа из романа Константина Федина приводит Абрам Терц в статье «Что такое социалистический реализм», чтобы продемонстрировать новый тип советского литературного героя — человека действия, человека принципа, лишенного рефлексии. История показала, что сомнение в своей правоте, высокая цена иной победы и поучительное благо иного поражения из литературы никуда не делись. Когда людям приходится по-прежнему «лавировать» между требованиями, которые предъявляет к ним время, научить нас чему-то могут и литературные «межеумки», ищущие своей истины или не желающие играть с миром по неясным им правилам, и новые макиавеллисты, одерживающие победы, которые оказываются Пирровыми. От Шекспира до Чехова, от Толстого до Астафьева, от Воннегута до Джорджа Мартина — этика побежденного и победителя пронизывает литературу на едва ли не архетипическом уровне. Мы попробуем разобраться в том, почему эти истории так многогранны и не сводятся ли они к каким-то немногим истинам.
О победах и поражениях в литературе вы поговорите с ведущим российским литературным критиком, журналистом «Коммерсанта» Анной Наринской и писателем, художником, основателем «психоделического реализма», автором самых необычных в новейшей русской словесности произведений о войне — Павлом Пепперштейном.
Ведущий: Лев Оборин — поэт, критик, переводчик, филолог.