Балет «Ромео и Джульетта»
Балета «Ромео и Джульетта» могло и не быть. В 1934 году Прокофьев
обсуждал возможность постановки в Ленинграде «Игрока» и «Огненного
ангела». Тогда Адриан Пиотровский (директор «Ленфильма» и консультант
ГАТОБа) выдвинул идею новой оперы и среди прочих сюжетов предложил
трагедию Шекспира. Замысел «Ромео» как балета окончательно оформился
к маю 1935-го.
Вторым крестным отцом этого спектакля стал Сергей
Радлов. Соавтор сценария, он предложил радикальные переделки Шекспира,
самая фантастическая из них — счастливая развязка.
Летом 1935-го
создается партитура. За это время расстраивается постановка в ГАТОБе,
инициативу перехватывает Большой театр. Для веронских влюбленных
начинается бурное время: провал первого публичного прослушивания (4
октября 1935 года), переделка финала согласно Шекспиру, исполнение двух
симфонических сюит из балета (сезон 1936–1937), новый контракт с ГАТОБом
(теперь носящим имя Кирова), и только 11 января 1940 года — премьера
спектакля.
Между тем 30 декабря 1938 года прошла премьера «Ромео»
в чехословацком Брно — справочные издания числят ее мировой. Известно,
что это был одноактный балет, в нем использовались лишь избранные номера
(возможно, музыка двух сюит). Целиком партитура впервые прозвучала
именно в Ленинграде. Здесь постановку доверили Леониду Лавровскому.
Хореограф дотошно изучил веронские хроники, средневековые романы и
описания старинных танцев. Главным выразительным средством он избрал
драматически яркий танец-пантомиму. Присягая на верность духу Шекспира,
Лавровский потребовал изъять из либретто все радикализмы, а также
дописать несколько номеров и усилить оркестровку. Прокофьев
сопротивлялся переделкам даже после премьеры.
Оформлял спектакль
Петр Вильямс, один из лучших театральных художников эпохи. Италия
Вильямса произвольно сочетала разнородные приметы Ренессанса:
на веронской площади виднелся купол флорентийской Санта-Мария дель
Фьоре, в эскизах костюмов угадывались портреты Боттичелли и Кранаха
Старшего. Верона словно переехала на широту Ленинграда: многие
рецензенты отмечали сдержанный, отнюдь не южный колорит постановки.
Первый состав исполнителей вошел в легенду, и прежде всего Галина
Уланова. Полуарабеск Улановой — Джульетты стал символом недосказанности
в эпоху молчания и подтекста, ее бег — волевым порывом к свободе.
Балет Лавровского и Вильямса — одно из лучших творений советского балета
и редкий для театральных сочинений Прокофьева случай, когда первая
постановка стала канонической. В 1946 году спектакль переехал в Большой
театр вместе с Джульеттой — Улановой. В 1956 году он произвел фурор
на гастролях москвичей в Лондоне и стал отправной точкой для важнейших
зарубежных версий ХХ века: Аштона, Макмиллана, Нуреева, Ноймайера.
В Ленинграде же спектакль возобновляли в 1975, 1983 и 1991 годах.
В 2012-м его записали на DVD. Он до сих пор собирает полные залы, и
трудно поверить, что музыку «Ромео» когда-то считали антибалетной, а
накануне премьеры готовились к провалу.
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.