Празднование Сабантуя
Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времен по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжелых периодов жизни. Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева.
Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В его проведении наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов. Постепенно традиции Сабантуя изменились. Исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: Сабантуй теперь празднуется летом по завершению весенних полевых работ и перед началом косовицы, во время перерыва в сельскохозяйственных работах.
После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники коллективов художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.
После окончания концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только там.
Одним из самых популярных видов состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — корэш. Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.
Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров — победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.
Победителю состязаний достается самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобиль, дорогая бытовая электроника, ковер, стиральная машина и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.
Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.
На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.
Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бою с мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаются в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле
Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремеслами, например, ковкой.
Обычно майдан продолжается с 10–11 часов утра до 2–3 часов дня. На нем продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.
После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры — кичке уен (вечерний сабантуй) — на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.
Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным — в России и официальным городским — во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин празднование Сабантуя проводилось в частном порядке в Берлине, Ташкенте, Монреале, Торонто, Праге, Стамбуле, Лейпциге, Риге и многих других городах.