«Ah, della traviata sorridi al desio!» — «Ах, улыбнись заблудшей
душе!» — поет несчастная Виолетта, парижская куртизанка, предчувствуя
скорую смерть. Это единственное место в опере «Травиата», где звучит то
слово, которое Джузеппе Верди вынес на титульный лист своего самого
известного сочинения. Просьба Виолетты обращена к Богу; мир, светское
общество не улыбнется «оступившейся». Уже название «Травиаты» —
полемический вызов, а для человека середины XIX века, когда опера была
написана, — небывалый скандал: дама полусвета, проще говоря —
дорогостоящая кокотка, на оперной авансцене, в узнаваемой современной
обстановке! Дюма-сын, чья «Дама с камелиями» вдохновила Верди на
создание его шедевра, признавался, что композитор обессмертил историю
знаменитой богемной красавицы в гораздо большей степени, нежели он сам.
И литератор, и композитор знали, о чем писали: в образе Маргариты Готье
угадывалась возлюбленная Дюма — Мари Дюплесси, в истории Виолетты Валери
и Альфреда Жермона отразился семейный конфликт самого Верди, избравшего
спутницей жизни оперную певицу с больными легкими. Когда Джузеппе и
Джузеппина вместе смотрели пьесу по роману Дюма, оба были потрясены до
слез. Сегодня по всему миру зрители плачут над «Травиатой».
Самопожертвование —
одна из центральных тем романтизма, и сюжеты опер XIX века немыслимы
без самоотверженных женщин. Они бросают семью и родину, прыгают со скал,
подставляются под нож и т. п., но их подвиги всегда совершаются ради
любимого. В галерее жертвенных героинь Виолетта Валери стоит особняком,
поскольку она отдает всё, что у нее есть, ради блага совершенно
незнакомого ей человека: более высокий поступок трудно себе представить.
Травиата — заблудшая, оступившаяся Виолетта — невольно перегородила
путь к счастью юной женщины и теперь должна этот путь освободить.
Последний шаг «травиаты» на «кривой дорожке» ее жизни — шаг настоящей
мученицы, и «павшая» взлетает на недосягаемую нравственную высоту.
Всматриваясь в «Травиату» под этим углом зрения, можно увидеть в ней не
только красивую до сентиментальности историю обреченной любви, не только
социальную критику, которая обличает двойную мораль и общественные
предрассудки, но и драму тяжелейшей внутренней борьбы, откуда героиня,
несмотря на гибель, выходит победительницей.
В Мариинском театре
оперу о трагедии нездоровой женщины в нездоровом обществе поставили
женщины: режиссер Клаудиа Шолти, художник-постановщик и художник по
костюмам Изабелла Байвотер, художник по свету Дженнифер Шривер. Мир они
уподобили огромной пестрой карусели; в этой карусели едут люди, летит
отведенное им время, мелькают картины их жизни. Кто-то предпочитает
«откататься», не приходя в сознание, но есть и те, кто способен
остановить ее бег. Спектакль понравится как любителям традиционных
«Травиат» (чего стоят одни наряды и прически!), так и тем, кто ждет
особого мнения от режиссера: культура поведения в парижском салоне
времен Второй империи напомнит о нынешних клубных нравах, а во многих
штрихах постановки улавливается тонкая режиссерская ирония над жанром.
Но главное, ради чего стоит идти на «Травиату», — это музыка Верди с ее
головокружительным вальсовым ритмом, с ее прославленными ариями и
дуэтами, с ее пронзительными лиризмом, теплом и состраданием. Христина Батюшина
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.