Концерт «Хоралы для органа»
В Концертном зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской — концерт «Хоралы для органа» с участием заслуженного артиста Кубани Михаила Павалия (орган), Лианы Мсрлян (сопрано) и лектора — музыковеда Ирины Клюжиной. В программе вечера — своеобразный «диалог эпох»: жанр хорала предстанет в прочтении мастеров барокко и романтизма Иоганна Баха, Иоганнеса Брамса и Сезара Франка.
Хорал — традиционное песнопение западно-христианской церкви является важной составной частью богослужения. Хоральные мелодии знали многие верующие, и органисты часто выбирали их для органной обработки. Такие обработки представляли собой вариации на хорал, где основную мелодию оплетали и украшали другие голоса. Для немецкого композитора времен Иоганна Баха использовать мелодию хорала в собственном произведении значило поговорить с публикой на понятном ей языке, поскольку за каждой музыкальной строкой в памяти слушателя вставало то или иное библейское изречение. Но давно уже понимание этого жанра вышло за пределы религиозного толкования, и хоралы часто воспринимаются как исповедь души, как краткое вдохновенное повествование.
Хоралы Баха — это и небольшие лирические поэмы, скромные по изложению, полные чудесной поэтической выразительности, и масштабные композиции блестящего и патетического концертного стиля. Другой великий немец — романтик Иоганнес Брамс — стал первым, кто после Баха создал цикл хоральных обработок для органа. «11 хоральных прелюдий», написанные менее чем за год до смерти, стали его «лебединой песней».
И выдающийся французский композитор Сезар Франк, органист парижской церкви Сент-Клотильд, обратился к жанру хорала в последний год своей жизни. «Три хорала для большого органа» стали духовным завещанием композитора и считаются вершиной его органного творчества. Они уже не связаны с образом хорала XVII века — каноническими церковными песнопениями, которые распевались всей общиной. Это монументальные романтические поэмы, захватывающие и красочные: строгая хоральная тема, вначале скрытая изысканными мелодическими «арабесками», в процессе развития превращается в торжественный и полнозвучный гимн.