Выставка «Ростовская финифть: от иконы до украшения»
Ростовская финифть — художественный промысел, представляющий собой живопись по эмали. Метод был разработан в 1632 году французским ювелиром из Шатоде Жаном Тутэном. В России живопись по эмали появилась в конце XVII века, а в Ростове — с шестидесятых годов XVIII столетия.
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает самой значительной в стране коллекцией ростовской финифти, т. к. имеет исключительную возможность для собирания местных живописных эмалей. Выставка «Ростовская финифть: от иконы до украшения» ставит своей задачей обозначение основных форм, жанров и жизненного пространства ростовской финифти. Многие из экспонатов никогда не покидали музейного хранилища.
Самым традиционным жанром для ростовской финифти является портрет. Именно в изображении человека, а прежде — святого, проявляет художник своё высшее мастерство. Это своеобразные «приоритеты» времени: вожди, герои, поэты, исторические личности. Сегодня ростовская финифть последней трети XX века воспринимается как своеобразная классика жанра. В экспозиции представлены авторские произведения мастеров, составившие в своё время славу и лицо промысла.
В наши дни ростовская финифть — это не только живопись по эмали, это произведения, выполненные в разных техниках — эмали по скани, литью, горячим способом. Мастерам подвластны все техники и технологии, в которых работали прославленные фирмы эпохи расцвета русской художественной эмали.