КТО ТАКИЕ НИГИЛИСТЫ?

Отвечает Полина Пендина,
автор портала «Культура.РФ»
КТО ТАКИЕ НИГИЛИСТЫ?
Отвечает Полина Пендина,
автор портала «Культура.РФ»
Философия нигилизма отрицает общепринятые идеалы, нормы, ценности и фундаментальные понятия, например «знание» или «существование».
Слово «нигилизм» произошло от латинского nihil — «ничто». Эта философия отрицает общепринятые идеалы, нормы, ценности и фундаментальные понятия, например «знание» или «существование». Приверженцы этой концепции считали, что жизнь сама по себе бессмысленна, а значит, бессмысленно и все остальное.

В русской публицистике слово «нигилизм» впервые появилось в 1829 году, когда в журнале «Вестник Европы» вышла статья ученого и критика Николая Надеждина под названием «Сонмище нигилистов». Однако сам термин не был широко известен до тех пор, пока свет не увидел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Одного из своих главных героев — студента-разночинца Евгения Базарова — Тургенев наделил политическими взглядами, присущими революционно настроенной демократии 1860-х годов. Базаров отрицает общественные устои, религию, утилитарно относится к любви и природе, мечтает «место расчистить» для новой, «правильной» жизни. Базаров презирает богачей, но при этом далек и от простого народа — крестьяне его не понимают.

Базаров уверен в свободе собственных чувств и настроений, поэтому влюбленность в Анну Сергеевну, с которой он не в силах совладать, становится причиной его глубокого внутреннего конфликта. Будучи максималистом, он не может проявить слабость и отказаться от своих убеждений, но и взять верх над чувствами тоже не способен, и это становится ударом по его мировоззрению. Из человека, готового разрушить существующий мир, он, по выражению Достоевского, превращается в «беспокойного, тоскующего Базарова». И его случайная смерть от заражения крови оказывается закономерной, поскольку герой больше не способен существовать, разрываясь между своими чувствами и убеждениями.

Благодаря бурному обсуждению «Отцов и детей» термин «нигилист» быстро вошел в лексикон и так стали называть революционеров-народников. Тургенев вспоминал:
Слово «нигилизм» произошло от латинского nihil — «ничто». Эта философия отрицает общепринятые идеалы, нормы, ценности и фундаментальные понятия, например «знание» или «существование». Приверженцы этой концепции считали, что жизнь сама по себе бессмысленна, а значит, бессмысленно и все остальное.

В русской публицистике слово «нигилизм» впервые появилось в 1829 году, когда в журнале «Вестник Европы» вышла статья ученого и критика Николая Надеждина под названием «Сонмище нигилистов». Однако сам термин не был широко известен до тех пор, пока свет не увидел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Одного из своих главных героев — студента-разночинца Евгения Базарова — Тургенев наделил политическими взглядами, присущими революционно настроенной демократии 1860-х годов. Базаров отрицает общественные устои, религию, утилитарно относится к любви и природе, мечтает «место расчистить» для новой, «правильной» жизни. Базаров презирает богачей, но при этом далек и от простого народа — крестьяне его не понимают.

Базаров уверен в свободе собственных чувств и настроений, поэтому влюбленность в Анну Сергеевну, с которой он не в силах совладать, становится причиной его глубокого внутреннего конфликта. Будучи максималистом, он не может проявить слабость и отказаться от своих убеждений, но и взять верх над чувствами тоже не способен, и это становится ударом по его мировоззрению. Из человека, готового разрушить существующий мир, он, по выражению Достоевского, превращается в «беспокойного, тоскующего Базарова». И его случайная смерть от заражения крови оказывается закономерной, поскольку герой больше не способен существовать, разрываясь между своими чувствами и убеждениями.

Благодаря бурному обсуждению «Отцов и детей» термин «нигилист» быстро вошел в лексикон и так стали называть революционеров-народников. Тургенев вспоминал:
…когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, — слово «нигилист» уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!»
Нигилистами современники считали философа Михаила Бакунина, критиков и публицистов Николая Добролюбова и Дмитрия Писарева, писателя Николая Чернышевского. Несмотря на то что во многом их взгляды не совпадали, они сходились в отрицании ценностей и в необходимости разрушения существующего миропорядка ради появления нового. Писарев говорил:
Что может быть сломано, должно быть сломано. Стоит любить только то, что выдержит удар. Что разбивается вдребезги, то хлам.
Радикальными нигилистами-революционерами чаще всего становились разночинцы. «Наши юноши — революционеры не в силу своих знаний, а в силу своего социального положения… Среда, их вырастившая, состоит либо из бедняков, в поте лица добывающих свой хлеб, либо живет на хлебах у государства; на каждом шагу она чувствует экономическое бессилие, свою зависимость. А сознание своего бессилия, своей необеспеченности, чувство зависимости — всегда приводят к чувству недовольства, к озлоблению, к протесту», — писал публицист Петр Ткачев.

Нигилисты опирались на теорию Чарльза Дарвина, считали, что человек — это животное и что основной закон существования общества — борьба за выживание. В 1860-х годах такие взгляды популяризовал журнал «Русское слово» Дмитрия Писарева. Сам он, впрочем, термин «нигилист» не использовал и предпочитал именовать своих единомышленников реалистами. Именно благодаря Писареву Базаров стал настоящим символом молодого революционного поколения. В одной из своих статей Писарев писал: «Он [Тургенев] хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда».

После этой публикации в рядах нигилистов произошел раскол: с «Русским словом» вступил в полемику журнал «Современник», которым руководили писатель Михаил Салтыков-Щедрин и критик Максим Антонович. Они считали, что Тургенев создал карикатурного героя, который порочит образ настоящего демократа в глазах общества.

Слово «нигилист» практически исчезло из отечественной публицистики в конце 1860-х годов. Из русских полемических произведений оно перекочевало в западноевропейскую литературу, где нигилизмом стали называть русское революционное движение.
Материалы по теме