Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Кого Романовы заманили в Россию

На протяжении двух столетий русские императоры для иностранных мастеров были самыми щедрыми и выгодными заказчиками. Вспоминаем вместе с Софьей Багдасаровой некоторых иностранцев, приехавших в Петербург и Москву по их приглашению, а также тех европейских государей, у которых их переманили.

АРХИТЕКТУРА


Традиция приглашать иностранцев-архитекторов существовала давно (вспомним Аристотеля Фьораванти и кремлевский Успенский собор), однако настоящий размах она приобрела в петровское время. Швейцарского итальянца Доменико Трезини основатель Северной столицы сманил в Копенгагене у датского короля, где архитектор занимался строительством крепостных стен. У нас же Трезини стал творцом таких знаковых зданий, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец Петра I.

Итальянец Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт) на родине выполнял небольшие заказы для племянника папы Климента XII, князя Монако, эрцгерцогини Моденской и британских баронов Арунделл. Тома де Томон работал на графа д'Артуа (будущего короля Карла Х), но был вынужден бежать из-за Французской революции.

Но не все творцы русской культуры с иностранными фамилиями были чужеземцами. Многие из них приехали в Россию еще детьми и художественное образование получали уже здесь либо даже родились в Москве или Петербурге. Так, в наш список нельзя включать Бартоломео Франческо Растрелли (Петергофский дворец), который хоть и родился в Париже, но вырос в России, куда его отца, скульптора Карло Бартоломео Растрелли, пригласил Петр Первый. Свои первые заказы он тоже получил в России. Юношей в Россию попал и Карл Росси, получивший архитектурное образование в Петербурге.

БАЛЕТ


Между прочим, 11-летнего Росси в Северную столицу привез отчим, балетмейстер Шарль ле Пик, до этого несколько лет бывший балетмейстером Королевского балета в Лондоне, а еще раньше — танцевавший в Парижской опере. Ле Пик реформировал русский балет конца XVIII века и издал на русском языке многотомные «Записки о танце и балете» своего учителя Жана Жоржа Новерра.

А основоположником русского балета считается Жан-Батист Ланде, приехавший к нам в 1734 году из Стокгольма, где он был директором французского театра короля Фредерика I Шведского. Основанная им школа ныне называется Академией русского балета имени А.Я. Вагановой. Хореограф и композитор Доменико Гаспаро Анджолини, который в 1766 году произвел большое впечатление на екатерининской двор, впервые использовав русские народные мелодии, прежде был руководителем балетной труппы Императорского театра Вены. Кстати, именно для него Глюк написал «Орфея и Эвридику».

«Парижские актеры охотно меняют Париж только на Петербург, и Россия есть единственная страна, которая оттуда умеет сманивать великие таланты».

Элизабет Виже-Лебрён


Французская революция, которая лишила множество аристократов головы, а артистов — денег этих аристократов, дала импульс большому количеству парижан скрыться в далекой и безопасной России. Один из них — Шарль Дидло, тот самый, который надоел Евгению Онегину. Он был любимым танцовщиком шведского короля Густава III и пользовался огромным успехом в Париже.

ЖИВОПИСЬ


Огромен список европейских художников, приезжавших в Россию. Однако в первую половину XVIII века именитых мастеров среди них мало, но позже ситуация исправляется. Так, при саксонском дворе в Дрездене трудился мастер рококо Пьетро Ротари. Галерею образов екатерининских вельмож оставил Иоганн Лампи Старший, прежде работавший в Варшаве по приглашению польского короля Станислава Понятовского. Другой живописец той же эпохи — Стефано Торелли, чьим заказчиком был Август III Саксонский. Успешно гастролировала по России любимая портретистка Марии-Антуанетты художница Виже-Лебрён, также покинувшая Францию из-за террора.

Создатель Военной галереи портретист Джордж Доу пользовался покровительством герцога Кентского (отца королевы Виктории) и Леопольда I Бельгийского. Придворным художником прусского двора был живописец Франц Крюгер, а Франц Ксавье Винтерхальтер — придворным мастером короля Луи-Филиппа Французского.

ОПЕРА


Этот жанр искусства начался в России при Анне Иоанновне, с приезда итальянской труппы под руководством Франческо Арайи, первая опера которого была поставлена во Флоренции, при дворе герцогов Медичи. Другая опера Арайи — «Цефал и Прокрис» на либретто Сумарокова — стала первым произведением в этом жанре на русском языке.

Главой Датского Королевского оркестра был Джузеппе Сарти, позже писавший музыку на тексты Ломоносова и Екатерины Великой. Три года в России провел Доменико Чимароза. Итальянских композиторов в XVIII веке работало так много, что в 2014 году Чечилия Бартоли выпустила особый альбом написанных ими «русских» барочных арий, названный «St Petersburg».

Капельмейстером и композитором в Падуе трудился композитор Катерино Кавос — первый, кто написал оперу на основе собственно русской истории. Упомянем и Джузеппе Верди — по заказу петербургского Большого театра он написал оперу «Сила судьбы».

СКУЛЬПТУРА


Приглашенный Петром I Бартоломео Карло Растрелли ранее работал при дворе Людовика XIV. Скульптор и архитектор Андреас Шлютер на родине некоторое время возглавлял Берлинскую академию художеств и был главным архитектором прусского короля. А Этьен Фальконе («Медный всадник») выполнял заказы маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Из Берлина в Россию приехал француз Жан-Доминик Рашетт, создавший много образцов для петербургского Императорского фарфорового завода. Одним из братьев Трискорни, учителей Бориса Орловского и Ивана Витали, был Паоло, работавший по заказам Элизы Бонапарт, и украсивший своими бюстами Мальмезон и Версаль.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть