Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

Драматический
Категория: Драматический
Город: Санкт-Петербург
Адрес: наб. реки Фонтанки, 65
Телефон: +7 (812) 310 92 42
Паспорт объекта
Театр размещается в здании, сочетающем элементы барокко и ренессанса. Он был построен в 1878 году архитектором Людвигом Фонтаной. Первоначально это была вспомогательная сцена Александринского театра. В 1918 году комиссар по делам театра Мария Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической группы.
У истоков Большого драматического стоял Александр Блок, назначенный председателем Директории Большого драматического театра и сформировавший его кредо — «театра высокой трагедии и высокой комедии».

15 февраля 1919 года театр открылся трагедией Шиллера «Дон Карлос», в которой приняли участие Н. Монахов, В. Максимов, Ю. Юрьев. Ядро репертуара составляли пьесы Шекспира, Шиллера, Гюго, Гольдони, Мольера. Художниками выступили А. Бенуа, выдающийся архитектор В. Щуко. Ставил спектакли человек огромной культуры и к тому времени сложившийся режиссер А. Лаврентьев. В 1925 году Лаврентьев поставил «Мятеж» Б. Лавренёва, а в 1927 году — лавренёвский «Разлом» был поставлен К.К. Тверским в содружестве с художником М. Левиным.

Тверской искал и новую драматургию. С Левиным он воплотил «Заговор чувств» Ю. Олеши, «Человека с портфелем» Ю. Файко, «Город ветров» А. Киршона, «После бала» Н. Погодина. В труппу пришли молодые актеры — Е. Александровская, В. Кибардина, А. Никритина, Н. Корн. Выделялся могучим темпераментом В. Полицеймако.

Особую роль в становлении театра сыграла драматургия М. Горького. В 1932 году в режиссуре К. Тверского и В. Люце был поставлен «Егор Булычов и другие», в следующем — «Достигаев и другие». Егора Булычова мощно сыграл Монахов, Достигаева — К. Скоробогатов. В 1937 году А. Дикий поставил пьесу Горького «Мещане», в 1939 году Б. Бабочкин — «Дачников». С 1932 года театр стал носить имя Горького.

В 30-е театр развивался по пути, намеченному Блоком: шли «Ричард Ш» в декорациях А. Тышлера, ставший последним творением погибшего К. Тверского, «Король Лир» Козинцева — Альтмана — Шостаковича.

Три военных года театр провел в эвакуации в Кирове. БДТ был первым из театров, вернувшихся в 1943 году в осажденный Ленинград, и выпустил две премьеры.

Недолго в качестве главных режиссеров проработали Л. Рудник, Н. Рашевская, И. Ефремов, К. Хохлов. В послевоенное десятилетие театр переживал кризис, хотя были и удачи: «Бесприданница» с ярким дебютом Н. Ольхиной в роли Ларисы, «Дачники» в постановке Б. Бабочкина, «Рюи Блаз» Гюго И. Ефремова с Е. Копеляном в роли дона Сезара де Базана, «Ученик дьявола» Б. Шоу снова с Копеляном.

Новая эра не только в истории БДТ, но и в истории советского театра началась в 1956 году с приходом Георгия Товстоногова. В «Горе от ума» Грибоедова режиссер поднял события 30-х годов ХIХ века на гребень 60-х годов ХХ века, пробудив самосознание не одного поколения зрителей. Юрский–Чацкий стал властителем дум. Молчалин (К. Лавров и М. Волков) из привычного маленького карьериста превращался в узнаваемую современную фигуру. Софья — Т. Доронина завораживала своей победительной женственностью. Мотивы политические, идеологические, личные переплелись настолько прочно, что спектакль в исторических костюмах М. Лихницкой воспринимался современно.

«Варвары», «Мещане» и «Дачники», поставленные с 1959 по 1976 год, воспринимались как трилогия, вскрывшая проблемы середины ХХ века. В «Варварах» впервые обрели плоть и кровь на сцене Монахов (Е. Лебедев), Надежда Монахова (Т. Дорониниа), Черкун (П. Луспекаев), Цыганов (В. Стржельчик). Спектакль «Мещане» стал театральной легендой. После ухода из жизни Товстоногова в его память артисты сыграли два спектакля (в Ленинграде и в Москве). Возраст исполнителей уже не соответствовал возрасту персонажей, но в спектакле было все проработано до мельчайших деталей, и он был воспринят не как музейный, а как живой, много сказавший уму и сердцу. Трактовка Е.Лебедевым Бессеменова вновь потрясала новизной.

Товстоногов умел открывать актеров. Князь Мышкин И. Смоктуновского в обеих редакциях спектакля (1957, 1966) — эталон проникновения в философию Достоевского.

«Три сестры» и «Дядя Ваня» Товстоногова ознаменовали новый подход к Чехову.

Современные пьесы и проза на сцене БДТ всякий раз оказывались новаторством. В этом немалую роль сыграла завлит Дина Шварц с ее художественной интуицией. «Пять вечеров» А. Володина были ее открытием нового драматурга. З. Шарко и Е. Копелян в центральных ролях воспринимались как реально существующие люди. Потом были еще два спектакля по пьесам Володина: «Моя старшая сестра» с Т. Дорониной и «Киноповесть с одним антрактом», где дебютировала на сцене БДТ А. Фрейндлих.

Особое место в репертуаре театра заняла проза Шолохова. Первым обращением к ней стала «Поднятая целина» с П. Луспекаевым. Затем был «Тихий Дон», философско-эпическое полотно о судьбах человека и страны с О. Борисовым — Григорием Мелеховым.

Драматична была судьба спектакля по прозе В. Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы». Власти ставили препоны, и стало чудом, что спектакль всё же вышел. А работы О. Борисова, Е. Копеляна (затем К. Лаврова) и молодого Ю. Демича широко обсуждались в критической и зрительской среде.

Дар Товстоногова был многообразен, и не однажды из так называемой хорошо сделанной пьесы он создавал глубокие спектакли. Из очаровательного «пустячка» Н. Саймона «Этот пылкий влюбленный» Товстоногов поставил остроумную комедию положений, полную смысла: человек — не игрушка. Дуэт А. Фрейндлих и В. Стржельчика стал шедевром импровизации.

Отдал дань Товстоногов и Грузии. Его «Ханума» А. Цагарели с Л. Макаровой в заглавной роли — классика жанра, соединившего водевиль, комедию, цирк и лирику. Потом была «Мачеха Саманишвили» Д. Клдиошвили с музыкой Г. Канчели. У истоков грузинской темы в БДТ стоит Р. Агамирзян, поставивший «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе.

Вошли в историю театра два музыкальных спектакля: «История лошади» по «Холстомеру» Л. Толстого (сценическая композиция М. Розовского и Ю. Ряшенцева) и «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (музыка А. Колкера, либретто В. Вербина), где дебютировал В. Ивченко. Единомышленником, соратником Мастера почти во всех спектаклях был выдающийся театральный художник Э. Кочергин.

В 1989 году Товстоногова не стало. Художественным руководителем театра был избран Кирилл Лавров. С 1992 года театр носит имя Г.А. Товстоногова.

Дебют Т. Чхеидзе со спектаклем «Коварство и любовь» Ф. Шиллера вписался в репертуар театра. «Салемские колдуньи» А. Миллера (1991) с их острой дискуссионностью, поставленные им за два месяца до путча, были встречены молчанием и быстро сняты с репертуара. Его постановки русской классики «Борис Годунов» Пушкина, «Власть тьмы» Толстого, «Маскарад» Лермонтова — события театральной жизни страны.

Удачами театра стали «Аркадия» Т. Стоппарда в постановке Э. Нюганена и спектакль малой сцены «Отец» А. Стриндберга в постановке Г. Дитятковского.

После кончины Кирилла Лаврова с 2007 года по 2012 год театр возглавлял Темур Чхеидзе.

В 2005 году открылась вторая сцена БДТ — Каменноостровский театр.

В 2013 году театр возглавил Андрей Могучий.
Фото
Cпектакли
  • Комедия
  • Григорий Никулин
  • 1953
  • 102 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Лев Додин
  • 1982
  • 152 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Мелодрама
  • Владимир Геллер
  • 1986
  • 112 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Евгений Макаров
  • 1986
  • 149 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1969
  • 70 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Мелодрама
  • Юрий Аксенов
  • 1978
  • 139 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Мелодрама
  • Алиса Фрейндлих
  • 2007
  • 78 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1989
  • 118 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Иван Ермаков
  • 1960
  • 162 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1986
  • 159 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть