Войти Версия для слабовидящих

Петропавловский собор

Архитектор:
Трезини, Доменико Андреа
Архитектурный стиль:
Петровское барокко
Годы строительства:
1712 - 1733

Петропавловский собор

Первая деревянная Петропавловская церковь на месте будущего собора была выстроена в 1703–1704 годах. Она запечатлена на целом ряде изображений, впрочем, не всегда похожих друг на друга. Церковь имела крестообразный план и была увенчана шпилем, которому отвечали два малых шпиля над башенками по углам западного фасада. Современники связывали архитектуру церкви с «голландским стилем».

Новый каменный собор был заложен в 1712 году, но к его строительству приступили только два года спустя. По указанию Петра I сооружение собора началось с колокольни. Уже в 1717–1718 годах на колокольню был поднят и установлен 25-метровый шпиль. Несколько медленнее возводилось основное здание собора. Деревянная церковь Петра и Павла оставалась на своем прежнем месте внутри поднимавшихся стен, и только в 1719 году, когда стало необходимым возвести внутренние пилоны для опоры сводов, ее разобрали и перенесли на Городовой остров. Сведéние сводов, а также сооружение барабана и купола над ним было завершено в 1727 году.

Несколько лет продолжалась внутренняя отделка собора. Его торжественное освящение состоялось в июне 1733 года.
Собор сильно пострадал от пожара 1756 года, вызванного ударом молнии. При восстановлении собора был создан новый каменный купол в восточной части, а высокая кровля с двойным переломом заменена простой двускатной. В 1770-х годах колокольня собора была отстроена заново от второго яруса, ее высота была увеличена при сохранении прежнего архитектурного стиля. В середине XIX века деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, в результате чего его высота вновь увеличилась, достигнув 122,5 метра.

Прямоугольный в плане собор представляет зальную базилику. Его западный фасад в своем нынешнем виде являет результат многочисленных переделок. Первоначально в нижних двух ярусах он воспроизводил структуру фасада знаменитой церкви Иль Джезу в Риме, хорошо известной Трезини, а колокольня несколько отступала от плоскости фасада. Верхняя пара волют колокольни отсутствовала, входной портик имел иную форму. Современный вид западный фасад приобрел во 2-й половине XVIII века: колокольня после перестройки слилась с ним в единую плоскость, декоративная отделка была значительно изменена и упрощена. Лучше сохранился восточный (алтарный) фасад.

Интерьер собора расчленен пилонами на три нефа равной высоты. Своды украшены росписью и лепниной. Достопримечательностью собора является грандиозный резной иконостас, выполненный в 1722–1727 годах в мастерской московского зодчего Ивана Зарудного по рисункам Д. Трезини.

С начала XVIII века собор служил усыпальницей русских государей.

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть