КАКУЮ ОБРЯДОВУЮ ВЫПЕЧКУ ГОТОВИЛИ НА РУСИ
К ПРАЗДНИКАМ?

Отвечает Ирина Кирилина, редактор портала «Культура.РФ»
КАКУЮ ОБРЯДОВУЮ ВЫПЕЧКУ ГОТОВИЛИ НА РУСИ
К ПРАЗДНИКАМ?
Отвечает Ирина Кирилина, редактор портала «Культура.РФ»
Формы для пряников бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
С давних пор у русских хозяек было принято готовить особую выпечку к некоторым праздникам. Например, к Рождеству и на протяжении всех святочных дней пекли фигурные пряники или печенье, которое называли козулями. По одной из версий, это название произошло от слова «коза», поскольку такие изделия часто делали в форме разных животных. По другим предположениям, слово «козуля» означало «спираль, завитушка».

В каждой губернии были свои варианты козуль. На побережье реки Мезени (Республика Коми) скатывали из пресного ржаного теста длинные тонкие жгуты, которые выкладывали на противень в виде спиралей, завитков, животных или человечков. Иногда фигурки перед выпечкой выдерживали на морозе, чтобы они лучше держали форму. Над козулями читали специальные заговоры, которые каждая хозяйка держала в секрете. Вероятно, таким ритуалом призывали в дом удачу, достаток и здоровье.
С давних пор у русских хозяек было принято готовить особую выпечку к некоторым праздникам. Например, к Рождеству и на протяжении всех святочных дней пекли фигурные пряники или печенье, которое называли козулями. По одной из версий, это название произошло от слова «коза», поскольку такие изделия часто делали в форме разных животных. По другим предположениям, слово «козуля» означало «спираль, завитушка».

В каждой губернии были свои варианты козуль. На побережье реки Мезени (Республика Коми) скатывали из пресного ржаного теста длинные тонкие жгуты, которые выкладывали на противень в виде спиралей, завитков, животных или человечков. Иногда фигурки перед выпечкой выдерживали на морозе, чтобы они лучше держали форму. Над козулями читали специальные заговоры, которые каждая хозяйка держала в секрете. Вероятно, таким ритуалом призывали в дом удачу, достаток и здоровье.
Весной в 1914 году по моей просьбе старуха взялась настряпать козули. Раскатала из теста нити и начала складывать рисунок, что-то нашептывая. Я спросил: «Что, бабушка, шепчешь?» Остановилась старуха и строго сказала: «А ты не сбивай, коли нужны козули». Имело ли шептание старухи какое-либо отношение к козулям, не знаю. Старуха не объяснила. Другие отговаривались незнанием.
Степан Писахов. Из очерка «О козулях»
В Архангельской губернии козули готовили иначе. Для них замешивали сладкое пряничное тесто на меду, вырезали из него фигурки железными формами и обильно украшали их цветной сахарной глазурью, изюмом, сусальным золотом. Формы для таких пряников бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
На рынке в дни предпразднств были козульные ряды, козульный торг. То-то красота. Пряничный олень чуть не в аршин. По золотисто-коричневому тесту пятна сусального золота. Золотые рога и белосахарный убор «рокайль», красотою этой восхитилися бы Ватто и Буше. В кондитерских козули были фасонистые, чтоб и барышне можно на туалет поставить...
Из дневника писателя Бориса Шергина
Козулями принято было угощать всех гостей и родственников, в первую очередь детей, а также тех, кто приходил колядовать в рождественский вечер. В каждом доме хотя бы одно такое печенье бережно хранили весь год и держали рядом с иконами: считали, что оно приносит в дом счастье. Накануне следующего Рождества козули не выбрасывали, а размачивали в воде и отдавали скоту. В голодный год хозяева могли съесть их и сами.

Другой известный вид обрядовой выпечки — жаворонки, маленькие булочки из пресного теста в виде птичек. Их пекли к празднику Сорока мучеников Севастийских, который христиане отмечают 22 марта. В православии такие птички символизировали праведные души, которые улетают в небесное царство. Однако этот обычай появился еще до крещения Руси: на это же время приходился период равноденствия, который считали началом весны.

Для жаворонков готовили плотное, упругое дрожжевое тесто. Его разрезали на жгутики, каждый из которых завязывали узелком, придавая форму птички. Острым ножом намечали перышки на крыльях и хвосте, глазки обозначали изюмом. Булочки иногда смазывали крепким сладким чаем, чтобы их поверхность была румяной и блестящей. Готовых птичек сажали на окно, а часть выпечки отдавали детям. Те надевали булочки на длинные прутики, поднимались с ними на самую высокую горку и оттуда пели обрядовые песни-веснянки, которыми призывали тепло и солнце.

В XVIII веке с Западной Украины в Россию пришел обычай печь свадебные шишки — маленькие булочки из теста, которое оставалось от приготовления традиционного свадебного каравая. Их вручали гостям торжества или раздавали маленьким детям. Считали, что чем больше малышей получит в подарок такие булочки, тем многочисленнее будет потомство у молодоженов.

Сейчас обычай немного изменился: сладкую свадебную шишку подносят гостю в тот момент, когда он дарит подарок молодым. Считается, что, если съесть такую булочку до конца праздника, ее обладателя во всем будет сопровождать удача.
Материалы по теме