КОГДА В РОССИИ НАЧАЛИ
ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ?

Отвечает Инна Докучаева, автор портала «Культура.РФ»
КОГДА В РОССИИ НАЧАЛИ
ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ?
Отвечает Инна Докучаева,
автор портала «Культура.РФ»
Первые упоминания о скрипке содержат русские летописи и другие источники XVII века.
Скрипка появилась на Руси примерно в XVI — начале XVII века. Первые упоминания о «скрыпотчиках» содержат русские летописи и другие источники XVII века. Так, до наших дней дошло описание утраченной фрески Грановитой палаты в Кремле, которое оставил живописец Симон Ушаков. Его сохранил в своей книге «Материалы для истории, археологии и статистики Москвы» историк и археолог Иван Забелин: «…сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрыпки и в свирели и волынки и в домры». А еще скрипка была изображена на одном из рисунков в «Букваре» Кариона Истомина 1692 года.

По мнению музыковеда Льва Раабена, скорее всего, со скрипкой жителей России познакомили польские странствующие музыканты, которые в Средние века путешествовали по всей Европе.

В основном русские народные скрипки имели четыре струны, но попадались и трехструнные. Они были весьма популярны, о чем свидетельствуют частые упоминания в песнях и пословицах. Например, в словаре Владимира Даля сохранилась поговорка «Не то играть, что хочется скрыпочке».

Скрипки звучали на празднествах, ярмарках, свадьбах, похоронах — и просто в обычные дни:
Скрипка появилась на Руси примерно в XVI — начале XVII века. Первые упоминания о «скрыпотчиках» содержат русские летописи и другие источники XVII века. Так, до наших дней дошло описание утраченной фрески Грановитой палаты в Кремле, которое оставил живописец Симон Ушаков. Его сохранил в своей книге «Материалы для истории, археологии и статистики Москвы» историк и археолог Иван Забелин: «…сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрыпки и в свирели и волынки и в домры». А еще скрипка была изображена на одном из рисунков в «Букваре» Кариона Истомина 1692 года.

По мнению музыковеда Льва Раабена, скорее всего, со скрипкой жителей России познакомили польские странствующие музыканты, которые в Средние века путешествовали по всей Европе.

В основном русские народные скрипки имели четыре струны, но попадались и трехструнные. Они были весьма популярны, о чем свидетельствуют частые упоминания в песнях и пословицах. Например, в словаре Владимира Даля сохранилась поговорка «Не то играть, что хочется скрыпочке».

Скрипки звучали на празднествах, ярмарках, свадьбах, похоронах — и просто в обычные дни:
Под лесом, лесочком,
Травка шелкова;
По той по травке, по муравке
Молодчик гулял,
Гулял, гулял, погуливал,
Во скрыпушку поигрывал;
Играл, играл, поигрывал,
Невест выбирал...

В конце XVII века по приказу царя Алексея Михайловича построили «Комедийную хоромину». В этом первом в России театральном здании ставили спектакли на религиозные и светские темы. Для музыкального сопровождения набрали инструментальный коллектив певцов и музыкантов ― капеллу, куда вошли и скрипачи.

По примеру царского двора подобные ансамбли стали организовывать у себя и зажиточные бояре. Некоторые из них приглашали иностранных исполнителей, другие начали развивать крепостное искусство, обучая крестьян музыкальному ремеслу.

Во времена Петра I верхушку музыкальной культуры России представляли императорский двор и столичное дворянство. Музыка сопровождала торжественные церемонии, парадные шествия, праздничные обеды и балы.

На приемах у высшей аристократии звучали застольные и танцевальные композиции, позже стали появляться особенные музыкальные вечера. В моду вошло любительское музицирование, которое еще называли «дворянским дилетантизмом». Ученый и мемуарист XVIII века Якоб Штелин писал: «Три брата князья Трубецкие исполняли прелестные трио на скрипке, клавесине и виолончели, а дом Строгановых в Москве весь звучал музыкой». Хорошо играли на скрипке и некоторые известные писатели ― Денис Фонвизин, Александр Радищев, Иван Крылов.

XVIII век стал временем развития русского профессионального скрипичного исполнительства. Часть скрипачей-профессионалов происходила из крепостных, часть ― из городской мещанской прослойки. Самыми известными музыкантами того времени были Иван Хандошкин, Василий Пашкевич, Николай Поморский и Иван Яблочкин.
Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Лидию из Санкт-Петербурга.
Материалы по теме