КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛИСЬ НОВОГОДНИЕ УТРЕННИКИ?

Отвечает Ирина Кирилина,
редактор портала «Культура.РФ»
КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛИСЬ НОВОГОДНИЕ УТРЕННИКИ?
Отвечает Ирина Кирилина,
редактор портала «Культура.РФ»
Традиция детских утренников в СССР окончательно сложилась в послевоенные годы и с тех пор оставалась почти неизменной. Менялись лишь маскарадные костюмы и елочные игрушки.
В допетровские времена начало нового года на Руси отмечали в сентябре, когда завершались работы в полях. Однако никаких пышных празднеств для детей в этот день не устраивали. С 1700 года по указу Петра I Новый год перенесли на 1 января, и император распорядился «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Также горожанам полагалось поздравлять друг друга, устраивать гуляния с фейерверками и кострами. Постепенно в моду вошли балы-маскарады и народные забавы с переодеваниями. Но и тогда специальных торжеств для детей еще не проводили: все развлечения предназначались для взрослых.

Первую детскую елку в России устроила супруга Николая I — императрица Александра Федоровна. Случилось это в декабре 1828 года. В числе маленьких гостей были пятеро детей императорской четы, дочери великого князя Михаила Павловича и дети некоторых придворных. Подарки им вручала сама императрица.
В допетровские времена начало нового года на Руси отмечали в сентябре, когда завершались работы в полях. Однако никаких пышных празднеств для детей в этот день не устраивали. С 1700 года по указу Петра I Новый год перенесли на 1 января, и император распорядился «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Также горожанам полагалось поздравлять друг друга, устраивать гуляния с фейерверками и кострами. Постепенно в моду вошли балы-маскарады и народные забавы с переодеваниями. Но и тогда специальных торжеств для детей еще не проводили: все развлечения предназначались для взрослых.

Первую детскую елку в России устроила супруга Николая I — императрица Александра Федоровна. Случилось это в декабре 1828 года. В числе маленьких гостей были пятеро детей императорской четы, дочери великого князя Михаила Павловича и дети некоторых придворных. Подарки им вручала сама императрица.
Государь и царские дети имели каждый свой стол с елкой, убранной разными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный разными фарфоровыми изящными вещами с императорской Александровской мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к ее величеству и получал свой выигрыш-подарок из ее рук.
Из воспоминаний фрейлины Марии Фредерикс
После этого рождественские праздники для детей стали традицией, но только в императорской семье. Настоящую популярность они обрели спустя десять лет, и поспособствовала этому повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». В 1839 году она вышла в русском переводе, на первой странице издатель разместил иллюстрацию с рождественской елкой, свечами и подарками. А уже к новому, 1840 году в Петербурге продавались готовые детские елочки с украшениями из сладостей.
Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение.
Реклама детской елки из газеты «Северная пчела»
Тогда же для детей стали устраивать новогодние маскарады. Мальчики чаще всего наряжались пиратами, гусарами и пажами, девочки — феями, принцессами или цыганками. Развлекали юных гостей песнями, танцами, загадками и играми: их заранее придумывали родители, гувернантки и домашние учителя.

Вскоре после революции, в 1918 году, советская власть начала антирелигиозную кампанию. Вместе с православными праздниками и церковными службами запретили и рождественские елки для детей. Большевики считали, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от елки; пьяные крики гостей».

Восстановили традицию только в 1935 году. В газете «Правда» вышла статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!», в которой говорилось:
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?
Вскоре Новый год вновь начали праздновать с детьми по всей стране. Правда, сценарии представлений часто содержали идеологические мотивы, а на смену костюмам царевен и пажей пришли красноармейцы и доярки.

Традиция детских утренников в СССР окончательно сложилась в послевоенные годы и с тех пор оставалась почти неизменной. Менялись лишь маскарадные костюмы и елочные игрушки. Например, в 1960-х годах была популярна космическая тематика. А в 1970-х годах советские зрители увидели на киноэкранах истории о приключениях отважных индейцев, лихих ковбоев и дружных мушкетеров, и костюмы из фильмов быстро появились на детских праздниках.
Материалы по теме