Традиция детских утренников в СССР окончательно сложилась в послевоенные годы и с тех пор оставалась почти неизменной. Менялись лишь маскарадные костюмы и елочные игрушки.
В допетровские времена начало нового года на Руси отмечали в сентябре, когда завершались работы в полях. Однако никаких пышных празднеств для детей в этот день не устраивали. С 1700 года по указу Петра IНовый год перенесли на 1 января, и император распорядился «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Также горожанам полагалось поздравлять друг друга, устраивать гуляния с фейерверками и кострами. Постепенно в моду вошли балы-маскарады и народные забавы с переодеваниями. Но и тогда специальных торжеств для детей еще не проводили: все развлечения предназначались для взрослых.
Первую детскую елку в России устроила супруга Николая I — императрица Александра Федоровна. Случилось это в декабре 1828 года. В числе маленьких гостей были пятеро детей императорской четы, дочери великого князя Михаила Павловича и дети некоторых придворных. Подарки им вручала сама императрица.
В допетровские времена начало нового года на Руси отмечали в сентябре, когда завершались работы в полях. Однако никаких пышных празднеств для детей в этот день не устраивали. С 1700 года по указу Петра IНовый год перенесли на 1 января, и император распорядился «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Также горожанам полагалось поздравлять друг друга, устраивать гуляния с фейерверками и кострами. Постепенно в моду вошли балы-маскарады и народные забавы с переодеваниями. Но и тогда специальных торжеств для детей еще не проводили: все развлечения предназначались для взрослых.
Первую детскую елку в России устроила супруга Николая I — императрица Александра Федоровна. Случилось это в декабре 1828 года. В числе маленьких гостей были пятеро детей императорской четы, дочери великого князя Михаила Павловича и дети некоторых придворных. Подарки им вручала сама императрица.
“
Государь и царские дети имели каждый свой стол селкой, убранной разными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный разными фарфоровыми изящными вещами с императорской Александровской мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к ее величеству и получал свой выигрыш-подарок из ее рук.
Из воспоминаний фрейлины Марии Фредерикс
После этого рождественские праздники для детей стали традицией, но только в императорской семье. Настоящую популярность они обрели спустя десять лет, и поспособствовала этому повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». В 1839 году она вышла в русском переводе, на первой странице издатель разместил иллюстрацию с рождественской елкой, свечами и подарками. А уже к новому, 1840 году вПетербурге продавались готовые детские елочки с украшениями из сладостей.
“
Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение.
Реклама детской елки из газеты «Северная пчела»
Тогда же для детей стали устраивать новогодние маскарады. Мальчики чаще всего наряжались пиратами, гусарами и пажами, девочки — феями, принцессами или цыганками. Развлекали юных гостей песнями, танцами, загадками и играми: их заранее придумывали родители, гувернантки и домашние учителя.
Вскоре после революции, в 1918 году, советская власть начала антирелигиозную кампанию. Вместе с православными праздниками и церковными службами запретили и рождественские елки для детей. Большевики считали, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы счертовщиной; дым и газ от елки; пьяные крики гостей».
Восстановили традицию только в 1935 году. В газете «Правда» вышла статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!», в которой говорилось:
“
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?
Вскоре Новый год вновь начали праздновать с детьми по всей стране. Правда, сценарии представлений часто содержали идеологические мотивы, а на смену костюмам царевен и пажей пришли красноармейцы и доярки.
Традиция детских утренников в СССР окончательно сложилась в послевоенные годы и с тех пор оставалась почти неизменной. Менялись лишь маскарадные костюмы иелочные игрушки. Например, в 1960-х годах была популярна космическая тематика. А в 1970-х годах советские зрители увидели на киноэкранах истории о приключениях отважных индейцев, лихих ковбоев и дружных мушкетеров, и костюмы из фильмов быстро появились на детских праздниках.
Борис Кустов. Сказки Дедушки Мороза. 1955
Кинешемский художественно-исторический музей, Кинешма, Ивановская область
Борис Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Опанасенко. Новогодний стих. 2000
Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова, Иркутск
Вера Бушурова. Альметьевск праздничный. 2013
Альметьевская картинная галерея, Альметьевск, Республика Татарстан
Юрий Чулюков. Встреча Нового года. 2001
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Борис Крюков. У елки. Середина XX века
Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Елена Фроленкова. Новый год. 1979
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
Новогодний утренник в Доме пионеров, Дивногорск, Красноярский край. 1970-е годы
Дивногорский художественный музей, Дивногорск, Красноярский край
Новогодний утренник в детском саду №3 «Теремок», Старый Оскол, Белгородская область. 1970-е годы
Старооскольский краеведческий музей, Старый Оскол, Белгородская область
Новогодний утренник в школе №3, Сочи, Краснодарский край. 1960-е годы
Музей истории Хостинского района, Сочи, Краснодарский край
Новогодний утренник в Доме пионеров, Саратов. 1960-е годы
Саратовский областной музей краеведения, Саратов
Выступление детского оркестра на новогоднем утреннике в детском саду, Ижевск, Удмуртская Республика. 1980-е годы
Музей города Ижевска, Ижевск, Удмуртская Республика
Новогодний утренник в детском саду, Находка, Приморский край. 1963 год
Музейно-выставочный центр г. Находка, Находка, Приморский край
Новогодний утренник в детском саду, Березники, Пермский край. 1950-е годы
Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова, Березники, Пермский край
Новогодний утренник в детском саду, Бронницы, Московская область. 1960-е годы
Музей истории г. Бронницы, Бронницы, Московская область
Новогодний утренник во Дворце культуры, Курганинск, Краснодарский край. 1975 год
Курганинский исторический музей, Курганинск, Краснодарский край
Новогодний утренник в детском саду «Солнышко», Инта, Республика Коми. 1960-е годы
Интинский краеведческий музей, Инта, Республика Коми
Новогодний утренник, Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ. 1980-е годы
Губкинский музей освоения Севера, Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ
Новогодний утренник в детском саду №59, Рыбинск, Ярославская область. 1962 год
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область
Новогодний утренник в детском саду «Солнышко» колхоза «Россия», Ставрополь. 1970 год
Государственный центральный музей современной истории России, Москва