КАК В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ МЕТРОПОЛИТЕН?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
КАК В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ МЕТРОПОЛИТЕН?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Планы метро инженеров Петра Балинского и Александра Антоновича были отвергнуты Городской думой из-за давления трамвайного лобби.
Первые станции метро в России открылись в 1935 году, в Москве: это были 13 станций Сокольнической линии. Но разные проекты метрополитена разрабатывали задолго до этого.

Лондонское метро открылось в 1863 году. Однако выглядело оно совсем не так, как в наши дни: это была шестикилометровая железная дорога, которая соединила два вокзала, и пролегала она частично в тоннелях, а частично — по земле. Строительством занималась компания Metropolitan Railway, именно из ее названия слово «метрополитен» пришло в другие языки. А в 1868 году метро появилось в Нью-Йорке. Позже, к концу XIX века, новый вид транспорта пришел и в другие крупные города: Париж, Будапешт, Берлин. К тому времени наземный транспорт уже не справлялся с увеличивающимся потоком пассажиров.

На фоне строительства метрополитена на Западе о необходимости такого вида транспорта задумались и в Российской империи. Но первые проекты появились более чем за 100 лет до начала этой дискуссии.

В 1814 году английский ученый Марк Брюнель предложил Александру I вместо моста над Невой построить тоннель под ней. Император идею отверг. Через несколько лет Брюнель все же воплотил свой замысел: по его проекту прорыли тоннель под Темзой.

А спустя шесть лет после английского ученого похожую инициативу предложил мещанин Торгованов. Он хотел построить тоннель, соединяющий Васильевский остров и Адмиралтейскую сторону в Петербурге. Александр в ответ на это приказал выплатить Торгованову 200 рублей и взять с него расписку, что тот более не будет заниматься подобными проектами.

В конце XIX века, когда идея построить метрополитен в Санкт-Петербурге охватила умы многих, проектов было несколько. Одним из первых стал план инженера Ганемана: он предлагал вместо Троицкого моста построить тоннель от Марсова поля до Петербургской стороны. Однако власти отдали предпочтение мосту. Позже инженер Рафаил Гартман создал проект, по которому следовало осушить канал Грибоедова и по дну пустить метро. Затем Генрих Гиршсон призвал построить тоннель под Невским проспектом, аргументируя свою идею загруженностью улицы. Но все эти планы так и не были реализованы.

Самым продуманным проектом того времени стал план инженера Петра Балинского. Он предложил построить в Петербурге 11 радиальных и одну кольцевую линию. Длина железной дороги составила бы 102 километра, а стоимость — 190 миллионов. Идею Балинского серьезно обсуждали в Петербургской городской думе, но вердикт вынесли неутешительный — отказ. Повлияло на это решение трамвайного лобби: предприниматели лично просили Николая II отвергнуть проект инженера.

Петр Балинский планировал построить метро не только в Петербурге, но и в Москве. Он предлагал создать 12 линий, соединить окраины с центром. В 1902 году Балинский внес проект в Городскую Думу, но и в Москве ему отказали. В том же году представил свой проект московского метро и инженер Александр Антонович. Он предлагал прокладку линий не только под землей, но и по ней. Должно было быть построено четыре радиальные и одна кольцевая ветки:
Первые станции метро в России открылись в 1935 году, в Москве: это были 13 станций Сокольнической линии. Но разные проекты метрополитена разрабатывали задолго до этого.

Лондонское метро открылось в 1863 году. Однако выглядело оно совсем не так, как в наши дни: это была шестикилометровая железная дорога, которая соединила два вокзала, и пролегала она частично в тоннелях, а частично — по земле. Строительством занималась компания Metropolitan Railway, именно из ее названия слово «метрополитен» пришло в другие языки. А в 1868 году метро появилось в Нью-Йорке. Позже, к концу XIX века, новый вид транспорта пришел и в другие крупные города: Париж, Будапешт, Берлин. К тому времени наземный транспорт уже не справлялся с увеличивающимся потоком пассажиров.

На фоне строительства метрополитена на Западе о необходимости такого вида транспорта задумались и в Российской империи. Но первые проекты появились более чем за 100 лет до начала этой дискуссии.

В 1814 году английский ученый Марк Брюнель предложил Александру I вместо моста над Невой построить тоннель под ней. Император идею отверг. Через несколько лет Брюнель все же воплотил свой замысел: по его проекту прорыли тоннель под Темзой.

А спустя шесть лет после английского ученого похожую инициативу предложил мещанин Торгованов. Он хотел построить тоннель, соединяющий Васильевский остров и Адмиралтейскую сторону в Петербурге. Александр в ответ на это приказал выплатить Торгованову 200 рублей и взять с него расписку, что тот более не будет заниматься подобными проектами.

В конце XIX века, когда идея построить метрополитен в Санкт-Петербурге охватила умы многих, проектов было несколько. Одним из первых стал план инженера Ганемана: он предлагал вместо Троицкого моста построить тоннель от Марсова поля до Петербургской стороны. Однако власти отдали предпочтение мосту. Позже инженер Рафаил Гартман создал проект, по которому следовало осушить канал Грибоедова и по дну пустить метро. Затем Генрих Гиршсон призвал построить тоннель под Невским проспектом, аргументируя свою идею загруженностью улицы. Но все эти планы так и не были реализованы.

Самым продуманным проектом того времени стал план инженера Петра Балинского. Он предложил построить в Петербурге 11 радиальных и одну кольцевую линию. Длина железной дороги составила бы 102 километра, а стоимость — 190 миллионов. Идею Балинского серьезно обсуждали в Петербургской городской думе, но вердикт вынесли неутешительный — отказ. Повлияло на это решение трамвайного лобби: предприниматели лично просили Николая II отвергнуть проект инженера.

Петр Балинский планировал построить метро не только в Петербурге, но и в Москве. Он предлагал создать 12 линий, соединить окраины с центром. В 1902 году Балинский внес проект в Городскую Думу, но и в Москве ему отказали. В том же году представил свой проект московского метро и инженер Александр Антонович. Он предлагал прокладку линий не только под землей, но и по ней. Должно было быть построено четыре радиальные и одна кольцевая ветки:
Руководствуясь этими соображениями, наш проект Московской городской железной дороги состоит из круговой рельсовой линии по Камер-Коллежскому валу и системы радиальных рельсовых линий, сходящихся в центре и пересекающих промышленные и важные районы столицы.
Александр Антонович
Однако и этот проект власти отвергли.

После революции 1917 года на протяжении нескольких лет вопрос о метрополитене не поднимался. А когда в Москву стало стекаться все больше и больше жителей, о столичном метро заговорили вновь. В 1924 году власти предложили немецкой фирме Siemens Bauunion GmbH заняться проектом. Но из-за финансовых разногласий все вновь осталось на бумаге.

В это же время Моссовет создал отдел по проектированию метрополитена, сотрудники принялись за работу. И к 1930 году проект был завершен. Однако вскоре служащих обвинили в растрате и отдел закрыли. А через некоторое время вся Москва встала в пробку из-за сильного снегопада. Этот случай показал острую необходимость создания метрополитена.

Проекты станций первой ветки — от «Сокольников» до «Парка культуры» — утвердили в 1933 году. Над ними работали знаменитые художники и архитекторы: Евгений Лансере, Дмитрий Чечулин, Алексей Душкин, — которые уделяли особое внимание декору. Так первые станции Московского метрополитена, похожие на подземные дворцы, украшенные майоликовыми панно и облицованные мрамором, стали настоящими произведениями искусства.