Первыми цветными фильмами в российском кинематографе историки называют несколько лент — потому, что в разные годы выходили работы разного хронометража и в них использовали разные техники.
В мире цветное кино появилось в конце XIX века. Тогда кадры, снятые на черно-белую пленку, раскрашивали вручную. Первым подобным фильмом стал «Танец Лои Фуллер», который режиссер Томас Эдисон создал в 1895 году. В России впервые раскрасили киноленту в 1909 году. Короткометражку «Ухарь-купец» долго считали утерянной, но в 2022 году пленка нашлась. Фильм сняло российское отделение студии «Братья Пате». Ее специалисты считались пионерами в области окрашенного кино. Всем кадрам в «Ухаре-купце» цвет придавали вручную на пост-обработке.
Историки кино часто называют первой цветной лентой
«Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. В прокат фильм вышел черно-белым с одной раскрашенной деталью — красным революционным флагом. Эйзенштейн сразу задумал аттракцион с появлением цветного полотнища на экране. Поэтому на площадке использовали не алый флаг, который выглядел бы на черно-белой пленке темным, а белый. На предпремьере в Большом театре режиссер лично во время показа раскрасил кисточкой полотнище, что, по свидетельствам очевидцев, произвело большой эффект на публику. Журналист Иван Тяжлов отмечал: создатели фильма работали с полутора сотнями кадров, чтобы создать этот образ.
А первую полнометражную картину полностью в цвете в СССР сняли почти на 20 лет позже. В 1946 году в кинотеатрах вышел «Каменный цветок» Александра Птушко по мотивам сказов
Павла Бажова. Его сняли на настоящую цветную пленку: советским кинематографистам достались трофейные немецкие бобины. Из-за нового материала съемки несколько раз переносили. Требовались яркие декорации и костюмы, которые не удавалось достать в
Москве. «Каменный цветок» производили на пражской киностудии «Баррандов». Первую отечественную картину на цветной пленке посмотрело более 23 миллионов человек по всему Советскому Союзу.