С 12 по 14 сентября в Москве пройдет Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow: она представит более 90 галерей-участниц в "Тимирязев Центре". Посетители увидят работы ведущих современных художников, необычные спецпроекты, а также смогут принять участие в образовательной и дискуссионных программах. В преддверии ярмарки портал «Культура.РФ» рассказывает, где смотрели, обсуждали и покупали искусство в России в прошлых веках.Отечественный арт-рынок в современном понимании возник еще в Российской империи. Художники продавали свои работы несколькими способами, в основном выставляя их.
До середины XIX века основными покупателями искусства были богатые и знатные люди, часто близкие к
императорской семье. Большинство живописцев того периода были так или иначе связаны с ведущей художественной институцией —
Императорской Академией художеств. На ее базе проходили выставки, там работы видели потенциальные покупатели. Реже полотна покупали еще до выставки, например, так поступали правители.
Арт-рынок изменился с появлением
Товарищества передвижных художественных выставок. Группа живописцев-единомышленников, не согласных с эстетическими установками Академии, решила создать собственную, параллельную систему. В частности, передвижники начали самостоятельно устраивать выставки, минуя Академию. Спор между ними заключался в том, каким должно быть искусство — следующим классическим канонам или отражающим действительность. Картины передвижников, которые изображали обычных людей, зачастую крестьян, их условия жизни, проблемы и горести, не имели шансов попасть на экспозиции Академии или найти там свою публику.
Товарищество передвижных художественных выставок с 1871 года регулярно устраивало групповые экспозиции участников. Одной из главных их целей была продажа произведений. В те времена не существовало устойчивых расценок на искусство, только условная связь цены и размера. Большие картины стоили дороже маленьких. Когда передвижники пришли на арт-рынок, цену произведений стали устанавливать сами художники. 95 процентов вырученных средств шли автору. 5 процентов живописцы уплачивали в общую кассу Товарищества. Эти деньги использовали для организации новых выставок.
Значимую роль в развитии арт-рынка сыграло появление частных
коллекционеров из числа зажиточных купцов. А еще — демократизация общества, которая произошла после отмены крепостного права в 1861 году. Многие меценаты, например
Павел Третьяков, занимались прицельной поддержкой художников. Они выбирали произведения для своих коллекций, оценивая не только мастерство исполнения, но и темы и взгляды автора. Так сложилась ситуация, в которой художники могли рассчитывать на серьезные продажи. Например, в 1874 году за почти 250 работ молодого художника
Василия Верещагина Третьяков заплатил около 90 тысяч рублей. За эту сумму тогда можно было купить 4500 дойных коров.
Во второй половине XIX века известные художники начали организовывать собственные индивидуальные выставки-продажи. Так делал, например, Василий Верещагин. Также устраивали аукционы — на них чаще выставляли работы авторов, которых уже не было в живых. Художники получили возможность не только устанавливать стоимость работ, но и выдвигать условия коллекционерам — например, требовать определенным образом выставлять их картины после приобретения. Покупатели Верещагина, например, не могли перепродавать полотна без его согласия, делать с них гравюры и вывозить за пределы Европы.
Система частных выставок и продаж действовала вплоть до
революции. При советской власти живописцы должны были входить в Союз художников. Эта организация централизованно продавала картины своих членов. Тем, кто в ней не состоял, власти запрещали продавать свои работы. В середине XX века, когда появилось много неофициальных художников, возникла подпольная система: полотна собирали знакомые авторов. Часто их дарили или приобретали за небольшие суммы.
В наши дни отечественный арт-рынок, в частности московский, превратился в развитую индустрию. Интерес коллекционеров и зрителей к современному искусству вырос, и в 2010 году назад состоялся первый выпуск ярмарки Cosmoscow на территории фабрики «Красный Октябрь». С 2014 года ярмарка проходит ежегодно и за это время сформировала вокруг себя целую экосистему, включающую онлайн-платформу TEO, ярмарку-сателлит blazar, Клуб коллекционеров и Фонд поддержки современного искусства.